приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Храм Афины Афайи на острове Эгина
XXIV-MMVIII - 31.01.2009

Общий вид храма Афины Афайи с юго-востока

Храм Афины Афайи на острове Эгина стоит посреди прекрасно сохранившегося перибола, двора с подпорными стенками, в ограде прорезаны пропилеи (сейчас полуразрушенные), сквозь которые виден был стоящий на вершине холма великолепный храм дорического ордера. Холм, на котором он расположен, возвышается голой вершиной над поросшими лесом скалистыми горами, с трех сторон видно Эгейское море, а с одной, через Саронический залив, можно видеть Афины и Акрополь в самой их сердцевине.

План священного участка с храмом, алтарем, пропилеями и вспомогательными помещениями

Помимо достоинств местоположения храм на Эгине обладает собственно архитектурными достоинствами. Это дорический периптер, то есть храм с ядром (целлой), окруженной по периметру колоннадой дорического ордера. Даже без вглядывания в детали видно, что эта постройка обладает совершенными пропорциями, выверенной метрической и ритмической структурой, устоявшимся и опробованным много раз «арсеналом воздействия», который включает, прежде всего, ясность и постигаемость самого объема храма с его полупрозрачным обрамлением-колоннадой, а также понятную глазу красоту колонн, в которых, кажется, и заключена большая часть секрета гармоничности этого памятника.

Вид с востока. К храму подходит мощеный путь от алтаря

Колонны храма на Эгине просто напрашиваются на сравнение с человеческим телом. Но не непосредственно с живой плотью, а со скульптурой, эту плоть изображающей и постигающей. Здесь видно, что архитектор подходил к колонне как к статуе, то есть вымерял ее пропорции и размеры, выделял «голову» (капитель), чертил по телу складки одежды (каннелюры), оживлял с помощью заметных изгибов тела (энтазис). В результате вся колоннада периптера смотрится как одна скульптурная галерея, в которой стоят подобные, но не одинаковые куросы, скульптуры юношей, столь распространенные в архаический и классический периоды развития древнегреческого искусства.

Реконструкция первоначальной раскраски фасадов храма. Чертежи 1830-х годов

Сравнение куросов и дорических колонн дает простой ключ к пониманию вектора изменений пропорций при переходе от архаического времени (VII–VI вв. до н.э.) к классическому периоду (V век до н.э.). Самые древние куросы мускулисты и грубы, пропорции их как будто приплюснутые. Постепенно, к концу VI века, пропорции куросов (да и всей скульптуры, но этого типа – в особенности) словно вытягиваются, приближаясь к идеалу европейской классики. В принципе достижение такого идеала грозит бедствиями: в человеческой природе спрятан также и вирус разрушения идеала и гармонии, приведший к концу V века до н.э. к рождению болезненных, утонченных или прихотливых пропорций тела статуи, колонны, храма. Но пока эта высшая точка не достигнута, пока сама гармония не оказывается в точке пика (и, следовательно, неустойчивого равновесия) – в этот период приближения к истине (а гармония для понимающих ее культур составляет часть истины) каждый шажок рождает ощущение восторга, и это ощущение через каменные формы передается нам, и мы даже без дотошных сравнений с более ранними, более поздними и современными скульптурами и храмами понимаем всю достигнутую меру гармонии, царящей в находящемся перед нами объекте.

Вид с юго-запада. Хорошо видны двухъярусные внутренние колоннады

Итак, основу развития на переходе от архаики к классике составляло приближение к идеальной пропорции, постигаемой через скульптуру. От скульптуры вектор постижения пропорции переходил к архитектуре, где главенствовала почти антропоморфная колонна, имевшая в виду именно скульптуру как образ человека. И если говорить о колоннах храма на Эгине, то они уже потеряли приземистость архаического периода, уже приобрели долю идеальности, но все же не достигли высшей точки, ощутимой в скульптуре и архитектуре века Перикла, в статуях Фидия, Парфеноне и храме на мысе Сунион. Колонны Эгины – это предчувствие вершины, некоторое ощущение подхода к идеальной гармонии.

Фрагмент северной колоннады

Почему именно скульптура определяла образность, пропорциональный ряд и саму гармонию древнегреческого искусства? Это было связано с религиозной системой греков, в которой антропоморфным богам поклонялись в святилищах, где стояли человекоподобные статуи этих богов. Поэтому постижение красоты божественной шло параллельно с постижением красоты скульптурной, и одно явно сливалось с другим. Вот что писал греческий (уже римского периода и живший в Риме во II веке н.э.) философ Максим Тирский о греческих богах: «Греки, например, полагали, что богов надлежит почитать самым прекрасным на земле – делать их статуи из благородного металла, человекоподобными и безупречными по искусству исполнения. Желание ваятелей воплощать богов в образе людей вполне оправдано. Ведь поскольку человеческая душа близка божеству, невозможно допустить, чтобы родственное ему по природе было заключено в неподходящую оболочку; напротив того, как и у душ бессмертных богов, эта оболочка необременительна, легка, не стесняет движений. На земле только человек не смотрит в землю, величественен, исполнен гордости, соразмерен, не отпугивает огромным ростом, не страшит шерстью, не кажется неуклюжим из-за своей тяжести или неустойчивым из-за своей легкости, не нападает по злобности, не пресмыкается в вялости, не передвигается поспешно вследствие порывистости, не тонет не только из-за малого веса, не ест сырого мяса, как дикие звери, не довольствуется травой, как недостаточно мощные животные, но мудро создан в соответствии с потребностями своей жизни. Он опасен для злых, кроток с добрыми, ступает ногами по земле, разумом парит в воздухе, плавает благодаря искусству, вкушает хлеб, трудится на пашне, питается плодами, обладает приятным цветом кожи и складным сложением, красив лицом и украшен пышной бородой. В обличии таких существ греки сочли подходящим почитать своих богов». И чуть ниже, в том же трактате «Следует ли почитать кумиры?»: «воспоминание о божестве у грека порождает искусство Фидия».

Южный и западный фасады храма

В храме на острове Эгина уже есть предчувствие искусства Фидия, эта насквозь скульптурная архитектура уже несет совершенную гармонию, но ждет еще большей. Храм Афины Афайи (Невидимой) (иногда думают, что он посвящен Артемиде) построен на острове Эгина в самом начале V века до нашей эры (около 495 г. до н.э.). Этот храм – современник первого Парфенона, построенного афинскими тиранами Писистратидами и разрушенного персами. Это представитель гексастиля (то есть храмов с шестью колоннами на торцовых сторонах периптера). Соотношение колонн здесь 6:12. От того же архаического еще периода (776–476 гг.) в собственно Греции до нас дошли в той или иной мере храм Геры в Олимпии (6:16) и храм на акрополе Коринфа (6:15). В Италии (Великой Греции) и на Сицилии к тому же периоду относятся так называемая базилика (храм Геры) в Пестуме (540 г. до н.э., 9:18), храм Цереры (на самом деле – тоже Геры) в Пестуме (вскоре после базилики, 6:13). Храм на Эгине, как видим, очень укорочен, что явно говорит о завершении периода, капители колонн здесь еще широкие, как в развитой архаике, но колонны уже стройные. Храм сделан из ракушечника-туфа, он был покрыт штукатуркой и раскрашен. Фронтонные группы (Геракл и подвиги Аякса в Троянской войне) находятся в Мюнхене. Целла храма разделена на три нефа, которые разделяют пятиколонные двухэтажные ряды колонн (как в храме Геры в Пестуме).

Сравнительная таблица величины храмов (от малого к большому): Эгина, Селинунт, Парфенон, храм Зевса в Акраганте

Храм на Эгине завершает архаический период и как будто предчувствует некоторые формы следующего, классического периода развития дорических храмов (476–338 гг. до н.э.), к которому относятся следующие храмы: Посейдона в Пестуме (460–440 гг., соотношение колонн на торцовой и продольной сторонах 6:14), Геры (Е) в Селинунте (465–450 гг., 6:15), Геры Лацинии в Агригенте (450 г., 6:13), Аполлона в Басах (Фигалии, около 429 г., 6:15), Тезейон в Афинах (6:13), Посейдона на мысе Сунион (449 г., 6:13), храм в Сегесте (425–416 гг., 6:14). Но самым главным в Эгине остается все же ощущение неполного обретения, неокончательной гармонии, которая пронизывает все, но еще не получила окончательного оформления. Эта гармония антропоморфна и скульптурна, как антропоморфны и скульптурны олимпийские божества, которым были посвящены названные храмы.

Фрагмент колоннады восточной части храма

вверх

  Ответ / Гармония

   
31.01.2009 - XXIV-MMVIII
Григорий Ревзин
О гармонии в архитектуре
   
31.01.2009 - XXIV-MMVIII
Владимир Седов
Храм Афины Афайи на острове Эгина
   
31.01.2009 - XXIV-MMVIII
Оксана Рудченко
«Темпьетто» Донато Браманте в Риме
   
31.01.2009 - XXIV-MMVIII
Владимир Седов
Новый Эрмитаж
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна