приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Фрески
Град Небесный
XIV-MMV - 31.08.2005

Собор Покрова что на Рву (Василия Блаженного) в Москве. 1555—1561
Фото начала XX века

Есть еще версия, по которой собор Покрова что на Рву в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного (1555−1561), тоже изображает собой Иерусалим (так называли его иностранцы в XVII веке, один из его приделов посвящен Входу в Иерусалим, он включен в своеобразную цепочку обращений к образу и теме Иерусалима в русской архитектуре XVI−XVII веков). Если это так, то тогда в соборе Покрова мы видим почти буквальное повторение иконографической истории датского Калунборга: и в том и в другом случае из изображения Иерусалима, многобашенного и компактного, вырастает храм, изображающий чаемый Град и, одновременно, в какой-то мере уже являющийся этим градом − но в миниатюре. Причем для собора Покрова что на Рву иконографическим источником могли быть не только западные изображения (хотя в последнее время все чаще говорят о западных мастерах, построивших знаменитый храм), но и многочисленные иконки русского производства, каменные и медные, изображающие Гроб Господень (сцена «Жены-мироносицы у Гроба Господня»). На этих иконках, иконография которых установилась в XIV−XV вв., над гробом Христа и женами-мироносицами изображен то ли город, то ли храм − многобашенное скопление и сгущение, которое, несомненно, восходит к западноевропейским изображениям Горнего Иерусалима. А западные традиции доходят до начала Ренессанса: еще в XV и начале XVI века в живописи немецких и нидерландских художников (сцены «Голгофа» или «Страсти Христовы») Иерусалим изображается так же, как на портале Нотр-Дам − со стилевыми поправками, конечно.

Каменные иконки с сюжетом «Гроб Господень». XIV век. Новгород (?)

Итак, существовала устойчивая иконографическая традиция изображения Иерусалима, будь то исторического или Небесного. Это великолепный город башен, причем у башен со временем появились романские (и готические) шпили. Этот образ «закостенел» и стал почти каноном. И этот образ, зафиксированный сотнями рисунков, рельефов, икон и иконок, паломнических образков, рядом храмов-подражаний (среди них упомянутые Калунборг и Покрова что на Рву, но могли быть и другие), в 1680-е годы дал в Москве такой мощный побег, что в центре России появилось сразу несколько подобий Града Небесного, выполненных в большом масштабе и с большой иконографической последовательностью.

Вся эта деятельность связана с личностью царя Федора Алексеевича (1676−1682), который восприял идеи патриарха Никона: он продолжил сооружение Нового Иерусалима, монастыря под Москвой, в котором строилась копия храма Воскресения в Иерусалиме. Одновременно в Кремле царь Федор Алексеевич создает в своем дворце копию Голгофы и Гроба Господня: он располагает их при дворцовых церквах Воскресения Словущего и Распятия. Кремль, таким образом, в третий раз осмысляется как подобие Иерусалима (первый раз − при Иване Грозном, когда был выстроен собор Покрова что на Рву, второй раз − при царе Борисе Годунове, когда в Кремле было задумано сооружение, напоминающее о святынях Святой земли). И главным результатом такого уподобления стала надстройка башен Кремля и Китай-города шатрами.

Ханс Мемлинг
Туринские «Страсти Христовы».
Около 1480 г. Фрагмент

В результате этой надстройки, произведенной при царе Федоре Алексеевиче, Кремль стал подобием Горнего Иерусалима, изображенного на рисунках и в пластике. Он превратился в материализованную паломническую иконку − стал иконографически безупречным повторением неповторяемого, развернутой в пространстве метафорой, многозначной и не всегда легко пересказываемой. Вслед за Кремлем были надстроены, как уже было сказано, башни Китай-города, а вскоре шатровые навершия получили и башни московского Симонова монастыря, сооруженные еще в 1630-е годы. Монастырь в поздней древнерусской традиции всегда был подражанием Кремлю, но, одновременно, мог и должен был восприниматься как отражение Небесного Иерусалима.

Мастер Голгофы Вассерфаса
Распятие
1430 г. Фрагмент

И если в Кремле найденный еще Христофором Галовеем образ шатрового завершения Спасской башни (вступавшей, конечно, в определенный диалог с башнями собора Покрова что на Рву) был умножен и развернут в пространстве в 1680-е годы, а в Китай-городе и Симонове монастыре появились подражания Кремлю, то в двух подмосковных монастырях, Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском, башни с шатрами появились прямо в процессе строительства, то есть эти многобашенные комплексы были задуманы сразу как подобия Града Небесного. Для Воскресенского Новоиерусалимского монастыря это было естественно: его храм был копией иерусалимского храма Воскресения, его надвратный храм был посвящен Входу в Иерусалим, названия башен монастырской ограды повторяли названия башен Иерусалима (Гефсиманская башня, Сионская башня, «Давидов дом», Дамаская башня и др.). В этих условиях создание образа облегчалось самой программой комплекса, тогда как в Иосифо-Волоколамском монастыре мы имеем, видимо, дело с подражанием, но подражанием Кремлю или Новому Иерусалиму − неясно.

Во всяком случае, позднее Средневековье в России породило многозначный и иконографически выходящий из графики пространственный образ Нового Иерусалима. «Изобретение» произошло, видимо, в Кремле, где материализовался графический образ Небесного Града, а затем еще лет десять этот образ находил отражение в башнях подмосковных монастырей.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Уничтожение сознания

   

  Ответ / Картинка

   

31.08.2005 XIV-MMV
Максим Атаянц
Гротески.
Петра

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Фрески
Град Небесный

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна