приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре
XIV-MMV - 31.08.2005

 

Джотто
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1334—1359
Общий вид и чертеж собора с анализом пропорций

Каждый, кто увидит здания тосканского проторенессанса вживую или только рассмотрит их в книжках с иллюстрациями, удивляется прежде всего тому, как эта архитектура, такая изящная и рациональная одновременно, могла возникнуть в период наивысшего расцвета романского стиля и продолжала существовать и в период готический. Повсюду в Европе от Португалии до Венгрии большие базилики простирают над нефами свои тяжелые своды, опирающиеся на массивные стены, прорезанные арочными окнами с тяжелыми обрамлениями и перспективными порталами с массивной резьбой. А в Тоскане какие-то раннехристианские по типу и по виду базилики без сводов украшены на фасадах драгоценным полированным мрамором, вызывающим ощущение легкости, бестелесности стены. Если же вглядеться в рисунок фасада, в мраморный орнамент, то обнаружится, что, помимо бесконечно повторяющихся прямоугольников, арочек, сеток и кругов, выделяющихся на фоне или образованных самим фоном, очерченным рамкой, на любом фасаде присутствует еще и ордер – или в виде реальных полуколонок, несущих глухую аркаду, или в виде плоских, декоративных пилястр, зрительно нагруженных плоскими фризами и чуть выступающими карнизами.

Фасад церкви Сан-Доменико во Фьезоле. 1025–1028

Этот ордер на фасаде флорентинской церкви Сан-Миньято аль Монте (XI век) или тосканской церкви Сан-Доменико ин Фьезоле (1025–1028) значит в истории архитектуры много больше, чем, например, попытки использования классического ордера на юге Франции, в Провансе, где в XII веке в церкви Сан-Трофим в Арле или капелле Сан-Габриель под Тарасконом в порталах появляются пилястры или полуколонны немного искаженного классического облика. Дело в том, что в Провансе местный проторенессанс был, конечно, уникальным явлением ревитализации местных классических памятников, разглядывание которых вело к приближению к античности, но явлением временным, прекратившимся после разгрома Прованса во время Альбигойских войн. То есть проторенессанс на юге Франции был, но не получил продолжения, а значит, потерпел поражение.

План церкви Сан-Миньято аль Монте во Флоренции. Конец XI в.

А в Тоскане проторенессанс романского времени, XI–XII веков, был только началом «припоминания» классики и вглядывания в античную архитектурную традицию. Это было настоящее начало долгого археологического, реконструктивного броска. Если же говорить о том, как появился этот декоративный ордерный стиль, то объяснение будет очень простым: плоские мраморные мотивы существовали в Италии повсюду – в римских банях, на стенах разрушающихся императорских дворцов и патрицианских вилл, в основании стен раннехристианских базилик Рима и Равенны. Надо было лишь «актуализовать» эту красоту и начать воспроизводить ее в реальной архитектуре. Итак, проторенессанс в Тоскане или, как его еще называют, инкрустационный стиль, родился из наблюдения за мраморной декорацией времен Римской и Византийской империй.

Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. XIII век

В начале XIII века инкрустационный стиль еще продолжается, но уже к середине этого столетия его буквально сметает во Флоренции и Лукке наступающая из-за Альп готика, приобретшая особый оттенок в Тоскане, но все же победившая и здесь – и триумфально развивающаяся. Казалось бы, приход готики покончил с хрупким проторенессансом навсегда, как Альбигойские войны покончили с ним в Провансе.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Уничтожение сознания

   

  Ответ / Картинка

   

31.08.2005 XIV-MMV
Максим Атаянц
Гротески.
Петра

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Фрески
Град Небесный

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна