|
|
Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре
XIV-MMV - 31.08.2005
Джотто
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре во
Флоренции. 1334—1359
Общий вид и чертеж
собора с анализом
пропорций
Каждый, кто увидит здания тосканского
проторенессанса вживую или только рассмотрит их в книжках с иллюстрациями,
удивляется прежде всего тому, как эта
архитектура, такая изящная и рациональная одновременно, могла
возникнуть
в период наивысшего расцвета романского стиля и продолжала существовать
и в период готический. Повсюду в Европе от Португалии до Венгрии большие
базилики простирают над нефами свои
тяжелые своды, опирающиеся на массивные стены, прорезанные арочными
окнами с тяжелыми обрамлениями и перспективными порталами с массивной
резьбой. А в Тоскане какие-то раннехристианские по типу и по виду базилики без
сводов украшены на фасадах драгоценным
полированным мрамором, вызывающим
ощущение легкости, бестелесности стены.
Если же вглядеться в рисунок фасада,
в мраморный орнамент, то обнаружится,
что, помимо бесконечно повторяющихся
прямоугольников, арочек, сеток и кругов,
выделяющихся на фоне или образованных самим фоном, очерченным рамкой,
на любом фасаде присутствует еще и ордер – или в виде реальных полуколонок,
несущих глухую аркаду, или в виде плоских, декоративных пилястр, зрительно
нагруженных плоскими фризами и чуть
выступающими карнизами.
Фасад церкви Сан-Доменико во Фьезоле. 1025–1028
Этот ордер на фасаде флорентинской церкви Сан-Миньято аль Монте (XI
век) или тосканской церкви Сан-Доменико ин Фьезоле (1025–1028) значит
в истории архитектуры много больше,
чем, например, попытки использования
классического ордера на юге Франции,
в Провансе, где в XII веке в церкви Сан-Трофим в Арле или капелле Сан-Габриель
под Тарасконом в порталах появляются
пилястры или полуколонны немного
искаженного классического облика. Дело
в том, что в Провансе местный проторенессанс был, конечно, уникальным явлением
ревитализации местных классических
памятников, разглядывание которых вело
к приближению к античности, но явлением временным, прекратившимся после
разгрома Прованса во время Альбигойских
войн. То есть проторенессанс на юге Франции был, но не получил продолжения,
а значит, потерпел поражение.
План церкви Сан-Миньято
аль Монте во Флоренции.
Конец XI в.
А в Тоскане проторенессанс романского времени, XI–XII веков, был только
началом «припоминания» классики
и вглядывания в античную архитектурную традицию. Это было настоящее начало
долгого археологического, реконструктивного броска. Если же говорить о том, как
появился этот декоративный ордерный
стиль, то объяснение будет очень простым:
плоские мраморные мотивы существовали в Италии повсюду – в римских банях,
на стенах разрушающихся императорских дворцов и патрицианских вилл,
в основании стен раннехристианских
базилик Рима и Равенны. Надо было лишь
«актуализовать» эту красоту и начать
воспроизводить ее в реальной архитектуре. Итак, проторенессанс в Тоскане
или, как его еще называют, инкрустационный стиль, родился из наблюдения за
мраморной декорацией времен Римской
и Византийской империй.
Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции.
XIII век
В начале XIII века инкрустационный
стиль еще продолжается, но уже к середине этого столетия его буквально сметает
во Флоренции и Лукке наступающая из-за
Альп готика, приобретшая особый оттенок
в Тоскане, но все же победившая и здесь –
и триумфально развивающаяся. Казалось бы, приход готики покончил с хрупким
проторенессансом навсегда, как Альбигойские войны покончили с ним в Провансе.
далее>>
вверх
|
|
|