|
|
Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре
XIV-MMV - 31.08.2005
Алтарная часть собора
Санта-Мария дель Фьоре
Но эта едва пробившаяся, нежная
античная традиция выжила благодаря живописи, передававшей восторг
тосканцев перед великолепием античных
и собственных, таких недавних тосканских проторенессансных мраморных
декораций. Эти круги, плоские филенки
и легкие пилястры видел Джотто, великий флорентинский художник XIII–XIV
веков. Он, по всей видимости, считал,
что их драгоценость и их классичность
соответствуют его манере, в которой иератичность Византии уже почти совсем
уступила классицистичному реализму.
Этому углу зрения, основанному не
столько на позднесредневековом натурализме, сколько на проторенессансном
«узнавании» античности, вполне соответствовала рисованная, графичная
проторенессансная архитектура, которая могла восприниматься и как просто
античная и как неоантичная.
Джотто
Две сцены из цикла
фресок Сан-Франческо
в Ассизи, посвященных
жизни святого Франциска
Ассизского.
1288–1292
Джотто как будто не всегда «видел»
инкрустационный стиль: в его росписях
капеллы дель Арена в Падуе (1303–1306)
примеров изображения ордерной (или
псевдоордерной) мраморной декорации мы
не найдем. Зато немного раньше, в цикле
«История святого Франциска», выполненном Джотто в верхней церкви монастыря
в Ассизи в 1288–1292 годах, мы увидим
целую серию фасадов или фрагментов,
выдержанных в духе инкрустационного
стиля, но переданных рисунком и цветом.
Создается впечатление, что тосканский
проторенессанс, понятый Джотто, «спрятался» в рисунке, спрятался в живописи,
раскрашивающей архитектурный в своей
основе рисунок зданий на стенах базилики. Инкрустационный стиль, столь
графичный по своим качествам, перешел в графику (пусть монументальную)
и, благодаря этому переходу, продолжает существовать и перемогает трудные, готические времена.
Джотто
Колокольня собора Санта
Мария дель Фьоре. Вид
снизу
Джотто перевел инкрустационный стиль с фасадов Сан-Миньято или
с фасадов флорентинского баптистерия
Сан-Джованни, стоящего на площади
у собора Санта-Мария дель Фьоре,
в архитектурную графику своих монументальных циклов. Джотто же вернул
инкрустационный стиль на фасад одного
из важнейших зданий Флоренции,
во многом сломив или изменив тем самым
готическую традицию в самом сердце
Тосканы. В 1334 году коммуна Флоренции
назначила Джотто руководителем всех
строительных работ по сооружению городского собора. 18 июля того же года была
заложена соборная колокольня, которую,
по свидетельству источников, «сочинил»
и строительством которой в 1334–1337 годах (до смерти) руководил Джотто.
Строительство колокольни продолжалось до 1359 года, так что верхние
ярусы колокольни уже могли быть изменены следующими архитекторами. Для
нас важнее нижние два яруса, особенно –
первый. Здесь готика явно уступила
место вновь ожившему инкрустационному стилю, который проявился и в самой
разноцветной мраморной декорации,
и в ордерных членениях. И если даже
в первом ярусе есть восьмигранные угловые выступы, идущие, конечно, от готики,
то во втором ярусе и выше «количество
готики» только увеличивается. Однако
стиль колокольни все же не готический,
это еще одно произведение инкрустационного стиля, только теперь не с романским,
а с готическим оттенком. Знаменитый
художник уже на склоне жизни сотворил
чудо в ряду чудес: он сначала усвоил проторенессансные принципы архитектуры,
потом перенес их в свою живопись, а затем из живописи, как из хранилища, из
рисунка опять извлек на свет и воплотил
в мраморе декорацию храмов полуторавековой давности. Рисунок помог стилю
«задержаться» и затем материализовался,
с тем чтобы продолжать быть источником
архитектурных решений XV века. Можно
с большой долей уверенности утверждать,
что и ренессансный фасад флорентинской
церкви Санта-Мария Новелла, сделанный
в 1458–1470 годах по проекту Альберти,
восходит к проторенессансно-готической
колокольне Джотто, а через нее – к архитектурным фонам фресок Джотто
в Ассизи. Для Флоренции, таким образом,
рисунок, графика – заповедник классических форм, все время стремящихся
осуществиться в камне.
<<вернуться
вверх
|
|
|