приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре
XIV-MMV - 31.08.2005

Алтарная часть собора Санта-Мария дель Фьоре

Но эта едва пробившаяся, нежная античная традиция выжила благодаря живописи, передававшей восторг тосканцев перед великолепием античных и собственных, таких недавних тосканских проторенессансных мраморных декораций. Эти круги, плоские филенки и легкие пилястры видел Джотто, великий флорентинский художник XIII–XIV веков. Он, по всей видимости, считал, что их драгоценость и их классичность соответствуют его манере, в которой иератичность Византии уже почти совсем уступила классицистичному реализму. Этому углу зрения, основанному не столько на позднесредневековом натурализме, сколько на проторенессансном «узнавании» античности, вполне соответствовала рисованная, графичная проторенессансная архитектура, которая могла восприниматься и как просто античная и как неоантичная.

Джотто
Две сцены из цикла фресок Сан-Франческо в Ассизи, посвященных жизни святого Франциска Ассизского. 1288–1292

Джотто как будто не всегда «видел» инкрустационный стиль: в его росписях капеллы дель Арена в Падуе (1303–1306) примеров изображения ордерной (или псевдоордерной) мраморной декорации мы не найдем. Зато немного раньше, в цикле «История святого Франциска», выполненном Джотто в верхней церкви монастыря в Ассизи в 1288–1292 годах, мы увидим целую серию фасадов или фрагментов, выдержанных в духе инкрустационного стиля, но переданных рисунком и цветом. Создается впечатление, что тосканский проторенессанс, понятый Джотто, «спрятался» в рисунке, спрятался в живописи, раскрашивающей архитектурный в своей основе рисунок зданий на стенах базилики. Инкрустационный стиль, столь графичный по своим качествам, перешел в графику (пусть монументальную) и, благодаря этому переходу, продолжает существовать и перемогает трудные, готические времена.

Джотто
Колокольня собора Санта Мария дель Фьоре. Вид снизу

Джотто перевел инкрустационный стиль с фасадов Сан-Миньято или с фасадов флорентинского баптистерия Сан-Джованни, стоящего на площади у собора Санта-Мария дель Фьоре, в архитектурную графику своих монументальных циклов. Джотто же вернул  инкрустационный стиль на фасад одного из важнейших зданий Флоренции, во многом сломив или изменив тем самым готическую традицию в самом сердце Тосканы. В 1334 году коммуна Флоренции назначила Джотто руководителем всех строительных работ по сооружению городского собора. 18 июля того же года была заложена соборная колокольня, которую, по свидетельству источников, «сочинил» и строительством которой в 1334–1337 годах (до смерти) руководил Джотто.

Строительство колокольни продолжалось до 1359 года, так что верхние ярусы колокольни уже могли быть изменены следующими архитекторами. Для нас важнее нижние два яруса, особенно – первый. Здесь готика явно уступила место вновь ожившему инкрустационному стилю, который проявился и в самой разноцветной мраморной декорации, и в ордерных членениях. И если даже в первом ярусе есть восьмигранные угловые выступы, идущие, конечно, от готики, то во втором ярусе и выше «количество готики» только увеличивается. Однако стиль колокольни все же не готический, это еще одно произведение инкрустационного стиля, только теперь не с романским, а с готическим оттенком. Знаменитый художник уже на склоне жизни сотворил чудо в ряду чудес: он сначала усвоил проторенессансные принципы архитектуры, потом перенес их в свою живопись, а затем из живописи, как из хранилища, из рисунка опять извлек на свет и воплотил в мраморе декорацию храмов полуторавековой давности. Рисунок помог стилю «задержаться» и затем материализовался, с тем чтобы продолжать быть источником архитектурных решений XV века. Можно с большой долей уверенности утверждать, что и ренессансный фасад флорентинской церкви Санта-Мария Новелла, сделанный в 1458–1470 годах по проекту Альберти, восходит к проторенессансно-готической колокольне Джотто, а через нее – к архитектурным фонам фресок Джотто в Ассизи. Для Флоренции, таким образом, рисунок, графика – заповедник классических форм, все время стремящихся осуществиться в камне.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Уничтожение сознания

   

  Ответ / Картинка

   

31.08.2005 XIV-MMV
Максим Атаянц
Гротески.
Петра

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Джоттески
Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Фрески
Град Небесный

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна