Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря
приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве
VI-MMIII - 31.03.2003

Варшавский замок в виде деревоземляных укреплений был впервые построен в конце XIII века Пястами, князьями Мазовецкими. Они правили Мазовией, северной частью распавшегося на уделы Польского королевства. Строительство каменных стен, башен и готических по стилю жилых корпусов велось на протяжении XIV-XV веков. Сложившийся к концу XV века комплекс объединял постройки вокруг Большого и Малого дворов и соединялся с фортификациями города. В начале XVI века династия Пястов прервалась, Мазовия вошла в состав Польши и замок стал королевским. В 1560–1570-е годы, при короле Сигизмунде Августе, итальянский придворный архитектор Дж.Б.Квадро осуществил перестройку замка, превратив его в ренессансную резиденцию. В замке в 1569 г. была заключена Уния Польши и Литвы, после чего было решено устраивать здесь общепольские сеймы. С 1573 г. Варшавский замок стал местом выборов короля. В 1595 г. в Вавельском замке в Кракове случился пожар пожар и Сигизмунд III Ваза переехал с двором в Варшавский замок. Место настолько понравилось этому владыке, что в 1611 г., по возвращении из взятого у русских Смоленска, он окончательно поселился тут, а Варшава стала официальной столицей Польши. В 1599–1619 годах по заказу Сигизмунда III замок был еще раз коренным образом перестроен в стиле, переходном от ренессанса к барокко (в постройке принимали участие итальянские архитекторы Гуччи, Тревано и Тенкалла), и обрел тот облик, который он имел до 1944 г. и который он имеет сейчас. По проекту К.Тенкалла и скульптора К.Молли на площади перед замком по заказу короля Владислава IV была поставлена колонна в честь отца этого короля и строителя замка, Сигизмунда III. При короле Августе III Саксонском по проекту Гаэтано Киавери, того самого, который до этого строил в Петербурге Кунсткамеру, было пристроено восточное крыло в стиле барокко (1741–1746). В 1768–1786 годах интерьеры замка были переделаны в классическом стиле. В 1791 году здесь была принята конституция Польши. После прекращения польской государственности замок принял в свои залы различные учреждения русского генерал-губернаторства, в 1918–1939 годах. здесь была резиденция президентов Польши, а часть корусов занимал музей. После захвата Варшавы в 1939 году Гитлер и губернатор Польши предполагали снести замок и построить на его месте грандиозный Зал Конгрессов. В 1944 году во время Варшавского восстания здание было полностью уничтожено бомбардировками и прямым огнем фашистских войск. История замка, казалось бы, закончилась.

Планы первого (внизу) и второго этажей замка

Уже 3 января 1945 года польские власти приняли решение о восстановлении столицы, а в 1949 году – отдельное постановление о восстановлении замка и перенесении туда впоследствии тех регалий и предметов обстановки, которые удалось спасти или получить из Германии. Реально постройка замка, на которую средства собирались всенародно через специальный фонд, началась в 1971 году. Детальные довоенные обмеры, архивные фотографии и незначительные целые части позволили к началу 1990-х годов возвести все части здания так, что теперь мы можем оценивать разновременные корпуса и судить о сочетании готики, ренессанса и зрелого барокко. Замок продолжил свою историю или, точнее, получил новую: так, будто сердце встало, а после интенсивной терапии пошло вновь, не сомкнув течение жизни, а начав ее новый отрезок.

Вид Варшавского замка и Старого города с птичьего полета. Реконструированный замок и другие здания создают ощущение абсолютной исторической достоверности

Такой подход к старине явно вынужденный, но в некоторых случаях он выглядит как единственно возможный. После Второй мировой войны масштаб разрушений в Европе был настолько велик, что очень многие города пришлось возводить заново и по новым планам. Но если память места и память сердца были слишком сильны, если развалины в каком-то месте просто не мыслились, то в качестве выхода представлялся только один путь – воссоздание. Полякам чудом остался Краков, спасенный от взрыва, но Варшавы просто не было. И вот вместо того, чтобы строить светлое будущее на руинах, они начинают возводить на руинах Прошлое, да так, чтобы Прошлое никак не выдавало своей новой природы. Этот шаг в какой-то степени предполагает забывание части своей истории за счет получения утраченной части. Может получиться так, что новый зритель просто забудет о том, что всего этого какое-то время не было. И тогда, как это происходит в Варшаве и Петергофе, Дрездене и Павловске, только настоятельно сообщаемые в путеводителях сведения о военных разрушениях и послевоенных усилиях реставраторов напоминают людям о том, что перед ними гигантские и тщательно выполненные муляжи. Многие и не осознают этого.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.03.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Почему от WTC не осталось руин?

   

  Ответ / Память

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память Бога. Стена Плача

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память империи. Римский форум

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память места. Колокольня Сан Марко

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна