|
|
Ответ: Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве
VI-MMIII - 31.03.2003
Варшавский замок в виде деревоземляных укреплений был впервые построен в конце
XIII века Пястами, князьями Мазовецкими. Они правили Мазовией, северной частью
распавшегося на уделы Польского королевства.
Строительство каменных стен, башен и готических по стилю жилых корпусов велось
на протяжении XIV-XV веков. Сложившийся к концу XV века комплекс объединял
постройки вокруг Большого и Малого дворов и соединялся с фортификациями города.
В начале XVI века династия Пястов прервалась, Мазовия вошла в состав Польши и замок
стал королевским. В 1560–1570-е годы, при короле Сигизмунде Августе, итальянский
придворный архитектор Дж.Б.Квадро осуществил перестройку замка, превратив
его в ренессансную резиденцию. В замке в 1569 г. была заключена Уния
Польши и Литвы, после чего было решено устраивать здесь общепольские сеймы.
С 1573 г. Варшавский замок стал местом выборов короля. В 1595 г. в Вавельском замке
в Кракове случился пожар пожар и Сигизмунд III Ваза переехал с двором
в Варшавский замок. Место настолько понравилось этому владыке, что в 1611 г., по
возвращении из взятого у русских Смоленска,
он окончательно поселился тут, а Варшава стала официальной столицей Польши.
В 1599–1619 годах по заказу Сигизмунда III замок был еще раз коренным образом
перестроен в стиле, переходном от ренессанса
к барокко (в постройке принимали участие итальянские архитекторы Гуччи, Тревано и
Тенкалла), и обрел тот облик, который он имел
до 1944 г. и который он имеет сейчас. По проекту К.Тенкалла и скульптора К.Молли
на площади перед замком по заказу короля Владислава IV была поставлена колонна в честь
отца этого короля и строителя замка, Сигизмунда III. При короле Августе III
Саксонском по проекту Гаэтано Киавери, того
самого, который до этого строил в Петербурге
Кунсткамеру, было пристроено восточное крыло в стиле барокко (1741–1746).
В 1768–1786 годах интерьеры замка были переделаны в классическом стиле. В 1791 году
здесь была принята конституция Польши. После прекращения польской
государственности замок принял в свои залы
различные учреждения русского генерал-губернаторства, в 1918–1939 годах. здесь была
резиденция президентов Польши, а часть корусов занимал музей. После захвата
Варшавы в 1939 году Гитлер и губернатор Польши предполагали снести замок и
построить на его месте грандиозный Зал Конгрессов. В 1944 году во время Варшавского
восстания здание было полностью уничтожено
бомбардировками и прямым огнем фашистских
войск. История замка, казалось бы, закончилась.

Планы первого (внизу) и второго этажей замка
Уже 3 января 1945 года польские власти приняли решение о восстановлении
столицы, а в 1949 году – отдельное постановление о восстановлении замка
и перенесении туда впоследствии тех регалий и предметов обстановки, которые
удалось спасти или получить из Германии. Реально постройка замка, на которую
средства собирались всенародно через специальный фонд, началась в 1971 году.
Детальные довоенные обмеры, архивные фотографии и незначительные целые части
позволили к началу 1990-х годов возвести все части здания так, что теперь мы можем
оценивать разновременные корпуса и судить о сочетании готики, ренессанса и
зрелого барокко. Замок продолжил свою историю или, точнее, получил новую: так,
будто сердце встало, а после интенсивной терапии пошло вновь, не сомкнув течение
жизни, а начав ее новый отрезок.
Вид Варшавского замка и Старого города с птичьего
полета. Реконструированный замок и другие здания
создают ощущение абсолютной исторической достоверности
Такой подход к старине явно вынужденный, но в некоторых случаях
он выглядит как единственно возможный. После Второй мировой войны масштаб
разрушений в Европе был настолько велик, что очень многие города пришлось
возводить заново и по новым планам. Но если память места и память сердца
были слишком сильны, если развалины в каком-то месте просто не мыслились,
то в качестве выхода представлялся только один путь – воссоздание. Полякам чудом
остался Краков, спасенный от взрыва, но Варшавы просто не было. И вот вместо
того, чтобы строить светлое будущее на руинах, они начинают возводить на
руинах Прошлое, да так, чтобы Прошлое никак не выдавало своей новой природы.
Этот шаг в какой-то степени предполагает забывание части своей истории за счет
получения утраченной части. Может получиться так, что новый зритель просто
забудет о том, что всего этого какое-то время не было. И тогда, как это
происходит в Варшаве и Петергофе, Дрездене и Павловске, только
настоятельно сообщаемые в путеводителях сведения о военных разрушениях и
послевоенных усилиях реставраторов напоминают людям о том, что перед ними
гигантские и тщательно выполненные муляжи. Многие и не осознают этого.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
 |
|