|
|
Ответ: Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря
VI-MMIII - 31.03.2003
Все, что оставалось от Кампанилы и стоявшей у
ее подножия лоджии после разборки щебня. Снимок
из Музея архитектуры
Она действительно точно такая, как была, и если бы не путеводители, сейчас
никто бы и не заподозрил, что ей всего 90 лет. Она даже лучше, чем та, которая
была – в той ведь не было лифта. И вроде бы совершеннно не важно, что она
новодельная, ведь особенных художественных достоинств за ней не числилось.
Если не считать более-менее украшенной верхушки, она совсем не по-венециански
сурова и лапидарна. В Италии, да и в самой Венеции, есть много гораздо более
нарядных колоколен, а эта, действительно, скорее вышка, маяк, техническая
постройка.
План колокольни собора Сан-Марко
Впрочем, как маяк она до сих пор незаменима – это знает каждый, кто когда-нибудь подплывал к Венеции – она
полезна не как городской, а как морской ориентир. Такую ее ценность закрепила
вторящая ей и формально, и композиционно колокольня Сан Джорджо Маджоре,
построенная на закате Венецианской республики, в конце XVIII века. Эти
венецианские «twins» стали для города неподражаемыми морскими воротами,
в полной мере разыграв эффект симметрии вертикальных доминант, который было
бы жалко терять. С другой стороны, на протяжении шестисот предыдущих лет
его не было.
Как бы то ни было, ее восстановили, даже постаравшись использовать все
уцелевшие кирпичи, восстановили в точности – а чего еще можно было ожидать
от XIX (фактически) века с его страстью к археологическим реконструкциям?
Как будто ничего не произошло, остались только похожие на фотомонтаж снимки –
Площадь Сан Марко без Кампанилы.
Современный вид с той же точки. И лоджия, и
массивное основание колокольни на месте
Самое интересное, что так действительно ничуть не хуже. Она даже
более уютная и элегантная, главный ее эффект – ритм аркад – нигде не
прерывается. Гораздо лучше читается пропорциональное соотношение собора
Св.Марка и Дворца дожей, изумленному взгляду открывается изысканность
перехода византийских полукружий в готическую балюстраду. Издалека виден
великолепный портал Порта делла Карта. Так, ломая средневековый Рим,
расчищали место для города Ренессанса, потом барокко – естественный процесс.
Другое дело, что с Венецией этого не произошло. Хотя, пожалуй, если бы онаупала в XVI веке, Сансовино точно не стал
бы ее восстанавливать (или, по крайней мере, построил бы какую-то другую башню
на этом месте), а так ему пришлось облагородить ее чем-нибудь изящным,
чтобы она соответствовала новому, парадному облику места.
Задаешься вопросом – а восстановили бы ее, если бы она стала причиной гибели
многих людей? Или если бы она была такой же уникально ценной, как собор
Св. Марка? Или если бы она стояла где-нибудь в районе Канареджо?
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|