|
|
Ответ: Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря
VI-MMIII - 31.03.2003
Даже в гедонистическом ключе невеселые мысли о смерти – удел философов и
философствующих обывателей, мечтателей и мистиков, и только изредка, по случайности
они мелькают в головах простых людей языческой античности. Смерть присутствует,
по выражению Никия из «Таис» Анатоля Франса, как последняя страница в книге: все
помнят, что у книги есть конец, но никто не пытается раньше времени туда заглянуть –
иначе удовольствие пропадает. Христианину
же – каждому христианину – полагается ежедневно молиться словами Иоанна
Златоуста: «Господи, даруй мне память о смерти». Потому что античное «помни»
дополняется новым смыслом: если ты будешь как следует помнить о том, что тебя ожидает,
то ты никогда не согрешишь. А вот залогом бессмертия становится жизнь, причем такая
жизнь, в ходе которой нужно умереть для мира.
Иначе говоря, умерший заживо человек еще при жизни становится бессмертным, а
физическая смерть – всего лишь момент
перехода, который по сравнению с великим подвигом умирания для мира кажется
довольно незначительным. Соответственно, ни в каком увековечивании, даже
метафорическом, сама смерть человека не нуждается. Мертвое тело, конечно, пристойнее
похоронить, чем выкинуть на помойку, но никакого нарушения порядка вещей
в последнем случае не будет. Если могила все-таки есть, что для христианской культуры
так или иначе характерно, то она снова становится призывом к живущим, но это
призыв стать бессмертными, помнить о том, что смерть может стать окончательным
переходом к бессмертию.
Могила – это времянка, чуть более длительная
с точки зрения вечности, чем человеческое тело. А потом время кончится, и «тогда тленное
сие облечется в нетленное, и смертное сие в
бессмертие». Личная слава покойного, его доблесть – virtus – как бы подменяется
имеющей быть вечной славой. А эта вечная слава – вещь совершенно индивидуалистическая; получается, что пример одной-единственной скромной души, удостоившейся
личного спасения, гораздо важнее и славнее
для других людей, чем жизнь великого полководца или правителя.
И памятник этому счастливцу, получается, прежде всего само его тело. Памятник, если
учитывать основное содержание христианского
этоса, борьбе с этим самым телом. А заодно и
небесной славе, которая увенчала эту борьбу.
Если в этой славе есть сомнения, то надгробие –
все равно напоминание: и о собственной смертности созерцающего, и о необходимости
лишний раз помолиться за усопшего.
Детали оформления интерьера: центральная
люстра, содержащая, по преданию, все кости человеческого скелета, и
декоративная монстрация (дарохранительница)
Автору этих строк приходилось читать довольно возмущенные замечания,
вызванные седлецкой Костницей у посетителей из России: мол, вот изуверы-латиняне, до какого некросадистского
свинства дошли. Но тут все не так однозначно. Да, конечно, поэтика
Костницы – это поэтика барочная, причем католически барочная; духовные
практики того времени смаковали моменты смерти и тлена с такими
подробностями, которые даже для Бодлера были бы крепковаты – но не из
извращенно-эстетических соображений, а для пущей назидательности. Это, конечно,
не могло не найти отражение во всем барочном искусстве. Здесь и живопись от
больших аллегорических картин типа «In ictu oculi» («В мгновение ока») Хуана де
Вальдеса до камерных натюрмортов на тему vanitas (где нет-нет, да и мелькнет
что-нибудь гниющее или хотя бы Адамова глава) и фантазий Маньяско, и скульптура
(многочисленные надгробия), и, более опосредованно, музыка – от ораторий
Кавальери и Кариссими до кантат Баха. В архитектуре абсолютно уникальный
своей радикальностью пример этого макабра – Костница.
Но та же самая Костница на поверку не так уж далеко отошла от традиций
восточного аскетизма. Каждый, кто бывал на Афоне или хотя бы в киевских пещерах,
это может подтвердить. Там, конечно, не ударялись в утонченный декор, но вот
черепа разложены деловито и аккуратно. Причиной, в сущности, та же
христианская специфика отношения к телу: умер монах, остались кости –
и это хорошо (потому что по греческой монашеской традиции неистлевающее
тело – это дурной знак: значит, неправильно жил человек, если он после
смерти ведет себя так неправильно); в память честной кончины и для назидания
череп занимает свое место на полке.
Хотя очевиден в церкви Седлецкого монастыря и другой топос, уже более явно
связанный с временными характеристиками этого памятника, –
Триумф Смерти (Чумы). Цепочка с его включением получается довольно
прихотливая, хотя и стройная: упоминавшийся восточный монашеский
аскетизм, позднесредневековые «Пляски Смерти», барочное memento
mori. Да, смерть праведников и мучеников – это
их собственный триумф, причем триумф довольно радостный. Но христианской
цивилизации пришлось столкнуться и с другим триумфом: когда не одиночка
торжествует над смертью и тленом, а тлен и смерть объективно торжествуют не
просто над человеком, а над целым обществом, то есть экзистенциальная проблема одной личности становится
глобальной катастрофой.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|