|
|
Ответ: Владимир Седов
Память империи. Римский форум
VI-MMIII - 31.03.2003
Триумфальная арка императора Септимия Севера стоит между
Форумом Романум и Капитолием. 203 г. н.э.
Варвары как-то быстро превратили Форум в живописные, но неблагоустроенные и
даже опасные своими разбойниками развалины, откуда брали части античных
построек для строительства храмов и дворцов христианского Рима. Ренессансные мастера уже изучали постройки
Форума и зарисовывали отдельные колоннады, фрагменты с надписями и
куски карнизов. Многие виды чрезвычайно запущенного и одновременно величественного Форума оставил Пиранези,
который воплотил в своих листах возвышенное отношение эпохи Просвещения к каждому фрагменту Античности.
Но не совсем внятное «кладбище руин» оставалось на Форуме до рубежа XIX–XX
веков.
Основания колонн храма Марса Ультора, высеченные из каррарского
мрамора. Храм построен на Форуме при императоре
Октавиане Августе
Новая эпоха, позитивистская и реалистическая, но все еще очень
зависимая в своих формах от античной, настала где-то в середине XIX века, когда
на Форуме начались систематические археологические раскопки. Раскопки в это
время велись, может быть, и с достаточно примитивной методикой, но они
отличались от предыдущих тем, что оставляли найденные части зданий
открытыми, впрямую прибавляя открытое знание к знанию уже существующему.
Следующий этап наступил в начале ХХ века, когда раскопки стали сопровождаться благоустройством территории:
планированием дорожек, перепадов уровней, защитных стенок и ограждений.
Особенное внимание благоустройству Форума было уделено в 1920–1930-е гг.,
когда власти Италии и сам Муссолини пытались всячески подчеркнуть
преемственность нового государства от античного Рима. Именно в это время
на окраине Рима построили Форум Муссолини (нынешний Форум Италико),
напоминавший комплекс римских форумов. Тогда же старый Форум
снабдили массивными стенками, ограничившими его со стороны пробитой
в это время улицы (Via dei Fori Imperiali), разделявшей императорские форумы и
Форум Романум, а на этих стенках расположили медные доски с планами
Римской империи – с каждым веком она становилась все больше, что вселяло
надежду на большое будущее муссолиниевского государства. В те же годы многие
здания и даже целые улицы Помпей были реконструированы и достроены в
соответствии с археологическими и архитектурными представлениями,
в которых перемешался дух функционализма и неоклассицизма. В послевоенное
время раскопанные фрагменты Форума только подверстывались к уже открытым
и благоустроенным территориям.
В результате всех раскопок и реконструкций римский Форум приобрел
нынешний вид. Здесь можно читать разные трассировки площади, соответствующие разным эпохам Империи, здесь
можно выискивать отдельные камни с резьбой и профилировками, здесь можно
окидывать взглядом колонны эллинистических по стилю мраморных храмов и
сравнивать ордера разных веков. Но целью планировщиков было не только
удовольствие специалистов и начитанных дилетантов. Целью их было не
воссоздание, а грандиозное оставление всего на месте и создание нового сада
камней античного Рима. В результате возникло фантастическое зрелище.
Мы подходим к Форуму и ни на секунду не сомневаемся в том, что это –
подлинный Рим. Но то, что ты видишь – не он, потому что настоящий Рим никогда
так не выглядел. Даже если начать мысленно достраивать эти здания, то
обнаружится, что все вместе они сюда не влезают, что тут одновременно
представлены останки снесенного и того, что его снесло, и про то и другое одинаково
непонятно, что это такое. Это соединение подлинности и фикции в одном и том же
объекте вгоняет в состояние почти мистическое, и мне кажется, что те, кто реально
был на Форуме, видят его в состоянии того же полусна-полуяви, что и я.
Это не Рим, это образ победного шествия археологии, и принадлежат эти
формы не античности, но XIX–XX векам. Такой подход к руинам и раскопкам стал
затем весьма распространенным, и мы можем видеть его в бесчисленных
античных городах от Марокко до Турции, а также в родном Довмонтовом городе в
Пскове, где фундаменты средневековых храмов и палат оставлены на уровне колен
и лишь подправлены и защищены от осадков. И глядя на эти останки, мы везде
восхищаемся фикцией подлинности и древности, и не можем иначе, ибо
критерии этой подлинности и древности нами же и сконструированы. Ничто не
может быть величественнее фикции, природа которой не осознается.
<<вернуться
вверх
|
|
|