|
|
Школа
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина,
Ирина Седова
Архитектурная графика раннего русского барокко
XVIII-MMVI - 10.08.2006
6. Проект фасада и части
плана московских палат
Первая треть XVIII в.
Наиболее ранним чертежом, как уже
было сказано, может быть назван фасад
церкви в подмосковной усадьбе Троекурово – возможно, что это проектный
чертеж уникального храма, заложенного в 1699 г., вскоре после Великого
посольства в Европу. Несколько чертежей
могут быть связаны с петербургскими
работами Доменико Трезини: речь идет
о плане регулярного сада (2) (похожий
сад имеется на гравированных чертежах Трезини), а также о фасаде типовых
домов для застройки Петербурга (3), тоже
известных по гравированным чертежам.
Последний чертеж может быть и авторским произведением Трезини, тогда
как план сада выполнен очень эскизно.
Кроме того, следует указать на эскизный
и вольный чертеж гавани (или площади?)
с окружающими ее постройками (4) –
этот лист вызывает в памяти Галерную
гавань в Петербурге. Можно сравнить чертеж сада, вышедший из круга Трезини, с
раскрашенным чертежом
регулярного сада, использовавшегося при
разбивке какой-нибудь подмосковной
усадьбы (5). Последний намного живописнее и наивней – он явно выполнен
непрофессионалом.
7. План и фасад московских
палат
Первая треть XVIII в.
8. И. Ф. Мичурин
Планы этажей и варианты
фасадов палат
Очень интересен чертеж неизвестных
московских палат начала XVIII в., в которых уже продуманная раннебарочная
композиция меняется прямо на чертеже
и дополняется арочным проемом в центре,
подчеркнутым рустованной отделкой (6).
Какие-то московские палаты фиксирует,
возможно, и чертеж, на котором показан
и достаточно скромный (хотя и в «стиле»)
фасад и план с подробным указанием
комнат и печей в них (7). К этому чертежу
стилистически очень близок несколько
более тщательный подписной чертеж тоже
пока не определенных палат, созданный
московским архитектором И. Ф. Мичуриным (8) – с планами двух этажей
и вариантами фасада.
9. И. Ф. Мичурин. Проект
иконостаса церкви
Ирины
1738 г.
10. Проект иконостаса
Первая треть XVIII в.
Тому же Мичурину принадлежит датированный 1738 г проектный
чертеж иконостаса церкви Ирины на
Воздвиженке в Москве (9). При сравнении строгих линий этого чертежа с более
сложной (и более барочной) графикой
на чертеже иконостаса Н.-Ф. Гербеля из
собрания Эрмитажа хорошо заметно, что
Мичурин выглядит более «голландским»,
более «протестантским», североевропейским. Другой проект иконостаса из
собрания Музея архитектуры (10) следует
той же североевропейской линии, что
и мичуринский лист.
11. Проект усадебной церкви
Первая треть XVIII в.
Очень интересен проектный
чертеж небольшой и по всей видимости
усадебной церкви с тремя главами
и восьмериком на четверике в средней
части (11). Этот лист принадлежит неизвестному «полупрофессионалу», который
«сочинил» проект по каким-то образцам и попытался скрыть недостатки
своего черчения (и своей архитектуры)
за тонкой отмывкой. Рядом с этим
листом чертеж с изображением фасадов
двух порталов (1) выглядит подлинным
шедевром. Свободная манера черчения,
мастерски выполненные детали и изящная отмывка позволяют предположить,
что этот чертеж, предназначавшийся
для какой-то усадебной подмосковной церкви первой половины (а скорее,
первой трети) XVIII в., делал яркий
и своеобразный архитектор, приглашенный хозяевами имения.
12. Фасад церкви Николая
в Троекурове
Начало XVIII в.
Перечисленные чертежи, хотя
и принадлежат к одному времени и объединены неким общим стилем графики,
демонстрируют разные «руки», разные
манеры, разную степень таланта и умения
исполнителей: от дилетантизма и ученичества до изысканности и высокого
профессионализма. Они дают некоторое
представление о той широкой палитре
вкусов и навыков, которая характеризует русскую архитектуру первых
десятилетий XVIII в., архитектуру, осуществляющую на ходу перестройку всех
форм творчества и буквально «гонящуюся» за западной практикой. Ярким
свидетельством этого процесса являются
публикуемые листы.
<<вернуться
|
|
|