|
|
Школа
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина,
Ирина Седова
Архитектурная графика раннего русского барокко
XVIII-MMVI - 10.08.2006
1. Фасад двух порталов
неизвестной церкви
в Москве или ее
окрестностях.
Первая
треть XVIII в.
Чертежи начала XVIII века необычайно
редки и еще очень мало исследованы.
Нет ясного представления ни о технике,
ни о характере изображения, ни о стиле.
Между тем, даже первичное изучение
этого материала наталкивает на мысли
о существовавшей стилевой общности,
включавшей как здания в натуре, так
и проектные и фиксационные чертежи.
Мы вынесли в заглавие термин «раннее
барокко», но его необходимо конкретизировать. Речь идет о начальном этапе
барокко в русской архитектуре. Хронологически, по нашему мнению, этот
период занимает промежуток примерно
с 1700 г. по 1741 г., то есть четыре первых
десятилетия. С одной стороны он ограничивается нарышкинским стилем, не
имевшим, по всей видимости, проектной графики, а с другой – наступлением
в 1740-е гг. мощной и очень развитой графической манеры Ф. Б. Растрелли и его
учеников. Так что раннее барокко в архитектурной графике существует в довольно
жестких хронологических и стилевых
рамках (пустота до и пышность после,
древнерусское искусство до и высокое
барокко после). Понятно, что некоторые вещи могут выбиваться за пределы
этих рамок (так, чертеж церкви в Троекурове может относиться и к концу XVII
века, а часть чертежей, по своему характеру принадлежащих раннему барокко,
могла быть выполнена уже в «эпоху Растрелли», хотя еще в старой манере). Но
это не мешает выделить стилистически
и художественно единое целое, которое
характеризуется как раннее барокко.
2. Проект неизвестного
парка в духе Д. Трезини
Первая четверть XVIII в.
Особенности графики этого времени
мы показываем на материале корпуса
чертежей из Музея архитектуры, до сих
пор не опубликованных и не исследованных. Во всех выявленных в коллекции
14 листах, относимых нами к этому периоду, можно отметить особый характер
подачи материала: мы предлагаем называть его гравюрным. Речь идет о том, что
в чертежах главенствуют четкие и чаще
всего уверенные чернильные линии, ясно
ограничивающие объекты и вносящие
в чертежи определенную каркасность.
Очень редко в этот период применяется
отмывка и раскраска, а если последняя
и появляется, то носит подчиненный,
вспомогательный характер. Особенности графики этого периода мы объясняем
двумя связанными между собой причинами: деловитостью и утилитарностью
петровского времени (и последующего,
зависимого от петровского в культурном отношении), а также сильнейшим
влиянием как видовой гравюры, так
и прежде всего гравированных чертежей, через посредство которых во
многих случаях осуществлялось заимствование отдельных форм и целых
композиций. В результате делового (а не
репрезентативного) подхода к чертежам
и употребления гравюрной манеры сложилась определенная стилевая общность,
позволившая вычленить архитектурную графику этого периода. Следует
только отметить, что в Петербурге в этот
же период появлялись графические
листы крупных архитекторов, в которых применялась более развитая и более
изысканная манера подачи материала – с отмывкой, раскраской, тонкими
линиями (речь идет о работах Ж.-Б. Леблона, Н. Микетти и Г.-И. Маттарнови),
но большинство сохранившихся листов
таких петербургских архитекторов, как
Н.-Ф. Гербель, М. Г. Земцов, Д. Брукет
или Ф. де Вааль, можно отнести к той
же, практической и суровой гравюрной
манере, что мы видим в публикуемом
корпусе чертежей из Музея архитектуры.
Большая часть этих чертежей связана
с Москвой, хотя среди них есть и проекты
первых построек Петербурга.
3. Д. Трезини (?). Проект типовых жилых домов
Первая четверть XVIII в.
4. Проект галерной гавани
Начало XVIII в.
5. План сада
Первая треть XVIII в.
далее>>
|
|
|