приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Неоклассицизм начала XX века в Москве
XVII-MMVI - 20.03.2006

Д. М. Челищев
Доходный дом Фокиных. 1913–1915
Померанцев пер., 3

Московский неоренессанс по большей части развивался под влиянием петербургского, а потому мы видим примерно то же обращение к поздней стадии Высокого Ренессанса, а также ту же стилизацию с намерением подчеркнуть значительность форм и при этом сочетать их с новой функцией, то есть «набросить» ордерную сетку палаццо на банк, конторы или доходный дом. В этом «набрасывании» уже не было эклектической мелочности, скорее здесь присутствовало обретенное в период модерна органическое чувство, позволявшее оживлять строгие классицистические ордерные схемы и одновременно придавать им гигантский масштаб. К наиболее значительным постройкам московской версии петербургского неоренессанса принадлежат: Азовско-Донской коммерческий банк А. Н. Зелигсона (1911–1912, Ильинка, 9, стр. 2), перерабатывающий тему венецианской Дзекки (Монетного двора) Сансовино; Коммерческий банк и торговый дом «И. В. Юнкер и К» В. И. Ерамишанцева (1913–1916, Кузнецкий мост, 16) развивающий тему и иконографию построенного М. С. Лялевичем в Петербурге Торгового дома Ф. Л. Мертенса (1911–1912); доходный дом Фокиных В. И. Ерамишанцева (1913–1915, Померанцев пер., 3) и доходный дом Смирновых Г. А. Гельриха (1911–1914, Петровка, 17). Редким примером здания, великолепно скомпанованного в виде особняка-палаццо периода Высокого Ренессанса, служит построенное Б. М. Великовским (1913) здание на Мясницкой улице, 13. А «как будто» флорентинский особняк Я. М. Шлосберга (1910, Поварская, 46), спроектированный А. Н. Зелигсоном, является, несмотря на точность и археологичность деталей (а может быть, благодаря им), скорее произведением запоздавшей эклектики, чем работой в духе неоренессанса начала XX века.

В. И. Ерамишанцев
Коммерческий банк и торговый дом «И. В. Юнкер и К». 1913–1916
Кузнецкий мост, 16

Другую стилистику, по сравнению с гипертрофированным неоренессансом петербургского толка, имеют неопалладианские постройки И. В. Жолтовского. Он все 1910-е гг. продолжал с неиссякающей страстностью переносить образы Палладио на московскую почву. Его постройки выделяются серьезностью и «ученостью», сочетающимися с художнической свободой гениального интерпретатора: они отнюдь не засушенные копии и не археологические штудии, а, скорее, воплощенные в камне спиритические сеансы по оживлению Мастера.

Г. А. Гельрих
Доходный дом О. и В. Смирновых. 1911–1914
Петровка, 17

Жолтовский в эти годы создал величественный особняк Г. А. Тарасова (1908–1912, Спиридоновка, 32), в котором буквально пересоздал образ городского палаццо Палладио, попытавшись перенести Виченцу в Москву и, в связи с этим перенесением, добавив в образ монументальности. Чуть позже он повторит в одном из переулков образ палладианской виллы, но больше в декоре, чем в композиции (1913, Пречистенский пер., 9). К концу периода Жолтовский был, по всей видимости, не так уж одинок, как в начале: если мы и не видим многочисленных последователей, то все же вдумчивые и изысканные опыты в духе палладианского неоренессанса в Москве появились – свидетельством этому служат ясный по общей композиции и тонкий в деталях дом Московского архитектурного общества (1912–1915, Ермолаевский пер., 17), построенный Д. С. Марковым, и доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря, сооруженный Д. М. Челищевым (1914, М. Дмитровка, 8).

А. Н. Зелигсон
Азовско-Донской коммерческий банк. 1911–1912
Ильинка, 9, стр. 2

Достаточно большое распространение получил обобщенный неоклассицизм без отчетливой стилистической окраски, без ясно обозначенных прообразов или прямых образцов. Этот практически стерильный вариант стиля родился, как представляется, в результате обращения к строгому петербургскому неоклассицизму (в версии Лидваля и Лялевича), но приобрел в Москве некоторые черты ампира (те самые «нашлепки», о которых с горечью писал в одной из статей Грабарь), которые, слившись с холодной петербургской подосновой и композиционными схемами рационального модерна образовали нейтральный классицистический набор, позволяющий декорировать монументальные конторские здания и доходные дома. В этом варианте стиля много работал И. И. Рерберг, выстроивший представительный дом Северного страхового общества (в соавторстве с петербуржцем М. М. Перетятковичем и В. К. Олтаржевским. 1909–1911, Ильинка, 23) и имперский по размаху Брянский (ныне Киевский) вокзал (при участии В. К. Олтаржевского. 1912–1917). Очень схожи конторские здания, созданные в этом стерильном и холодном духе: две постройки А. Э. Эрихсона, С.-Петербургский Международный коммерческий банк (1910–1911, Ильинка, 9) и Контора издательства И. Д. Сытина (1913, Маросейка, 7), а также возведенный по проекту В. В. Шервуда Торговый дом В. И. Титова (1912–1914, Старая пл., 8) и обширный «Деловой двор» И. С. Кузнецова на пл. Варварских ворот (1911–1913). К тому же направлению примыкает и огромный комплекс доходных домов «Соляной двор», сооруженный В. В. Шервудом, И. А. Германом и А. Е. Сергеевым (1909–1915, Солянка, 1), в котором «стерильность» преобладает над ампирными вставками.

М. С. Лялевич
Дом Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник». 1914–1916
Маросейка, 12

В. И. Ерамишанцев
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря. 1914
М. Дмитровка, 8

В. Е. Дубовской
Доходный дом В. С. Кальмеера. 1913–1914
Поварская, 20

А. В. Кузнецов
Корпус мастерских Строгановского училища. 1913–1915
Рождественка, 11

Д. С. Марков
Дом МАО. 1912–1915
Ермолаевский пер., 17

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Неоклассицизм начала XX века в Москве
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна