|
|
Школа
Владимир Седов
Неоклассицизм начала XX века в Москве
XVII-MMVI - 20.03.2006
Д. М. Челищев
Доходный дом Фокиных. 1913–1915
Померанцев пер., 3
Московский неоренессанс по большей части развивался под влиянием
петербургского, а потому мы видим примерно то же обращение к поздней стадии
Высокого Ренессанса, а также ту же стилизацию с намерением подчеркнуть
значительность форм и при этом сочетать их с новой функцией, то есть «набросить»
ордерную сетку палаццо на банк, конторы или доходный дом. В этом «набрасывании»
уже не было эклектической мелочности, скорее здесь присутствовало обретенное в
период модерна органическое чувство, позволявшее оживлять строгие
классицистические ордерные схемы и одновременно придавать им гигантский масштаб.
К наиболее значительным постройкам московской версии петербургского
неоренессанса принадлежат: Азовско-Донской коммерческий банк А. Н. Зелигсона
(1911–1912, Ильинка, 9, стр. 2), перерабатывающий тему венецианской Дзекки
(Монетного двора) Сансовино; Коммерческий банк и торговый дом «И. В. Юнкер и К»
В. И. Ерамишанцева (1913–1916, Кузнецкий мост, 16) развивающий тему и
иконографию построенного М. С. Лялевичем в Петербурге Торгового дома Ф. Л.
Мертенса (1911–1912); доходный дом Фокиных В. И. Ерамишанцева (1913–1915,
Померанцев пер., 3) и доходный дом Смирновых Г. А. Гельриха (1911–1914, Петровка,
17). Редким примером здания, великолепно скомпанованного в виде особняка-палаццо
периода Высокого Ренессанса, служит построенное Б. М. Великовским (1913) здание
на Мясницкой улице, 13. А «как будто» флорентинский особняк Я. М. Шлосберга
(1910, Поварская, 46), спроектированный А. Н. Зелигсоном, является, несмотря на
точность и археологичность деталей (а может быть, благодаря им), скорее
произведением запоздавшей эклектики, чем работой в духе неоренессанса начала XX
века.
В. И. Ерамишанцев
Коммерческий банк и торговый дом «И. В. Юнкер и К». 1913–1916
Кузнецкий мост, 16
Другую стилистику, по сравнению с гипертрофированным неоренессансом
петербургского толка, имеют неопалладианские постройки И. В. Жолтовского. Он все
1910-е гг. продолжал с неиссякающей страстностью переносить образы Палладио на
московскую почву. Его постройки выделяются серьезностью и «ученостью»,
сочетающимися с художнической свободой гениального интерпретатора: они отнюдь не
засушенные копии и не археологические штудии, а, скорее, воплощенные в камне
спиритические сеансы по оживлению Мастера.
Г. А. Гельрих
Доходный дом О. и В. Смирновых. 1911–1914
Петровка, 17
Жолтовский в эти годы создал величественный особняк Г. А. Тарасова
(1908–1912, Спиридоновка, 32), в котором буквально пересоздал образ городского
палаццо Палладио, попытавшись перенести Виченцу в Москву и, в связи с этим
перенесением, добавив в образ монументальности. Чуть позже он повторит в одном
из переулков образ палладианской виллы, но больше в декоре, чем в композиции
(1913, Пречистенский пер., 9). К концу периода Жолтовский был, по всей видимости,
не так уж одинок, как в начале: если мы и не видим многочисленных последователей,
то все же вдумчивые и изысканные опыты в духе палладианского неоренессанса в
Москве появились – свидетельством этому служат ясный по общей композиции и
тонкий в деталях дом Московского архитектурного общества (1912–1915,
Ермолаевский пер., 17), построенный Д. С. Марковым, и доходный дом
Спасо-Влахернского женского монастыря, сооруженный Д. М. Челищевым (1914, М.
Дмитровка, 8).
А. Н. Зелигсон
Азовско-Донской коммерческий банк. 1911–1912
Ильинка, 9, стр. 2
Достаточно большое распространение получил обобщенный неоклассицизм без
отчетливой стилистической окраски, без ясно обозначенных прообразов или прямых
образцов. Этот практически стерильный вариант стиля родился, как представляется,
в результате обращения к строгому петербургскому неоклассицизму (в версии
Лидваля и Лялевича), но приобрел в Москве некоторые черты ампира (те самые «нашлепки»,
о которых с горечью писал в одной из статей Грабарь), которые, слившись с
холодной петербургской подосновой и композиционными схемами рационального
модерна образовали нейтральный классицистический набор, позволяющий декорировать
монументальные конторские здания и доходные дома. В этом варианте стиля много
работал И. И. Рерберг, выстроивший представительный дом Северного страхового
общества (в соавторстве с петербуржцем М. М. Перетятковичем и В. К. Олтаржевским.
1909–1911, Ильинка, 23) и имперский по размаху Брянский (ныне Киевский) вокзал (при
участии В. К. Олтаржевского. 1912–1917). Очень схожи конторские здания,
созданные в этом стерильном и холодном духе: две постройки А. Э. Эрихсона, С.-Петербургский
Международный коммерческий банк (1910–1911, Ильинка, 9) и Контора издательства
И. Д. Сытина (1913, Маросейка, 7), а также возведенный по проекту В. В. Шервуда
Торговый дом В. И. Титова (1912–1914, Старая пл., 8) и обширный «Деловой двор»
И. С. Кузнецова на пл. Варварских ворот (1911–1913). К тому же направлению
примыкает и огромный комплекс доходных домов «Соляной двор», сооруженный В. В.
Шервудом, И. А. Германом и А. Е. Сергеевым (1909–1915, Солянка, 1), в котором «стерильность»
преобладает над ампирными вставками.
М. С. Лялевич
Дом Товарищества резиновой мануфактуры «Треугольник». 1914–1916
Маросейка, 12
В. И. Ерамишанцев
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря. 1914
М. Дмитровка, 8
В. Е. Дубовской
Доходный дом В. С. Кальмеера. 1913–1914
Поварская, 20
А. В. Кузнецов
Корпус мастерских Строгановского училища. 1913–1915
Рождественка, 11
Д. С. Марков
Дом МАО. 1912–1915
Ермолаевский пер., 17
<<вернуться
далее>>
|
|
|