приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002


М.Ф.Казаков. Дом М.П.Губина на Петровке.
1790-е гг.

Итак, около 1781 г. вектор развития русской архитектуры изменился: все внимание направлено теперь в сторону палладианства с его «важными красотами», более «чистого» (и модного) по сравнению с французской неоклассикой. Осуществляется переход к палладианству через посредство английского (Камерон) и итальянского (Кваренги) архитекторов, работающих в Петербурге и окрестностях. А что же Москва? Москва все 1780-е гг. еще находится под обаянием личности и творчества Баженова, а французский стиль в ней и в подмосковных усадьбах господствует. Под влиянием Екатерины II Баженов отходит от этого стиля в сторону английской по происхождению неоготики в павильонах на Ходынском поле и в Царицынском дворце, но и тут вносит столько своей страсти, что меняет стиль во французскую, «кудрявую» сторону.


Дом А.И.Несвицкой на Смоленской площади.
1790-е гг.

Если Баженов и далее оставался французом, то и Казаков мог бы прожить с набранным у Баженова багажом, не меняя своей манеры. Но с самого конца 1780-х гг. Казаков отходит от французской классики и обращается к жесткому и уверенному палладианству. У него будут отступления в сторону французской декоративности (дворец в Булатникове,1793), но очень редкие. Друг и учитель Баженов забыт, с Францией покончено. Как же ему это удалось? Тут, несомненно, сыграла свою роль Екатерина II, которая в 1785 г. рассердилась на Баженова и приказала сломать построенный им дворец в Царицыно.


И.В.Еготов. Военный госпиталь в Лефортово.
1797 – 1802

Архитектором нового дворца в Царицыно был назначен Казаков. Тут мы можем только додумывать, но такой поворот событий мог породить и обиду у Баженова, и осознание своей значимости у Казакова, и обоюдную неприязнь и осознание невозможности продолжения сотрудничества. Баженов с этого момента пошел в сторону непризнанного гения, Казаков – в сторону удачного практикующего архитектора, у которого уже нет друга, бывшего одновременно поводырем и наставником. В Царицыно Казаков продолжает неоготическую тему бывшего друга, а дальше начинает искать. Ищет он, по всей видимости, везде: в его альбомах есть французские гравюры с изображением различных капителей с пометками архитектора.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   
 

18.03.2002 III-MMII
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна