|
|
Школа
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002
М.Ф.Казаков. Дом М.П.Губина на Петровке.
1790-е гг.
Итак, около 1781 г. вектор
развития русской архитектуры
изменился: все внимание направлено
теперь в сторону палладианства с его
«важными красотами», более
«чистого» (и модного) по сравнению
с французской неоклассикой. Осуществляется переход к палладианству
через посредство английского
(Камерон) и итальянского (Кваренги)
архитекторов, работающих в Петербурге и окрестностях.
А что же
Москва? Москва все 1780-е гг. еще
находится под обаянием личности
и творчества Баженова, а французский стиль в ней и в подмосковных
усадьбах господствует. Под влиянием
Екатерины II Баженов отходит от
этого стиля в сторону английской
по происхождению неоготики
в павильонах на Ходынском поле
и в Царицынском дворце, но и тут
вносит столько своей страсти, что
меняет стиль во французскую,
«кудрявую» сторону.
Дом А.И.Несвицкой на Смоленской площади.
1790-е гг.
Если Баженов
и далее оставался французом, то и
Казаков мог бы прожить с набранным
у Баженова багажом, не меняя своей
манеры. Но с самого конца 1780-х гг.
Казаков отходит от французской
классики и обращается к жесткому
и уверенному палладианству. У него
будут отступления в сторону французской декоративности (дворец в
Булатникове,1793), но очень редкие.
Друг и учитель Баженов забыт,
с Францией покончено. Как же ему
это удалось?
Тут, несомненно, сыграла свою
роль Екатерина II, которая в 1785 г.
рассердилась на Баженова и приказала сломать построенный им дворец
в Царицыно.
И.В.Еготов. Военный госпиталь в Лефортово.
1797 – 1802
Архитектором нового
дворца в Царицыно был назначен
Казаков. Тут мы можем только додумывать, но такой поворот событий
мог породить и обиду у Баженова,
и осознание своей значимости
у Казакова, и обоюдную неприязнь
и осознание невозможности продолжения сотрудничества.
Баженов
с этого момента пошел в сторону
непризнанного гения, Казаков –
в сторону удачного практикующего
архитектора, у которого уже нет
друга, бывшего одновременно поводырем и наставником.
В Царицыно
Казаков продолжает неоготическую
тему бывшего друга, а дальше
начинает искать. Ищет он, по всей
видимости, везде: в его альбомах есть
французские гравюры с изображением различных капителей с пометками архитектора.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|