|
|
Школа
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002
Р.P.Казаков. Дом И.Р.Баташова.
1796 –1805
Чуть позже, в 1770-1780-е гг. Казаков
попал под обаяние сильной личности
Баженова. Баженов, учившийся во
Франции, был необыкновенно
изобретателен, он знал все самое
новое, но использовал его по-своему,
сообщая французскому классицизму
чуть более монументальный оттенок.
А Казаков только следует за этим
большим мастером, причем следует
мастерски, без особой
изобретательности, хотя и с большим
практицизмом (можно сравнить
сдержанный казаковский Сенат и
невыполнимый проект Большого
Кремлевского дворца Баженова).
Блестящий Баженов всегда
оставался верен французскому
классицизму и отступал от него
только в сторону фантастической
неоготики дворца в Царицыно, а
Казаков где-то в конце 1780-х гг.
вдруг меняет стиль. Он бросает
изысканную и декоративную
французскую манеру и обращается
к более строгой версии классики.
М.Ф.Казаков. Дом Барышникова
на Мясницкой улице.
1797 –1802
Почему это происходит, где
московский мастер, не бывший ни
разу за границей, получил сведения
о самой возможности существования
этой стилистики, почему он отвернулся от блестящих планов и изысканных фасадов Баженова?
Ответ на этот вопрос может дать
изучение вкусов императрицы
Екатерины II и императорского
двора. Уже в середине 1770-х гг.
Екатерина пишет, что у нее «есть
французы, которые слишком много
знают и строят дрянные дома». Эту
критику в адрес французской
классической архитектуры поддерживает и архитектор-палладианец
Львов, который много позже,
в 1798 г., пишет в предисловии к
переводу Палладио: «Я желал, чтобы
в моем издании Палладий походил
на самого себя, а не на француза,
который чистой вкус его отяготил
кудрявыми украшениями...».В 1798
г. писать это было уже легко, ранний
(французский) классицизм Деламотта, Старова и Баженова давно остался
позади, а после 1789 г. Франция, с ее
Революцией, вообще была почти под
запретом. Но тут же следует странное
дополнение Львова об архитекторе англичанине,
который «важные
красоты Палладио поставил на
спички».
Дом Ф.Ф.Набилкова на проспекте Мира.
1816 – 1817
Эту фразу можно воспринимать как критику разреженного
ордера Камероновой галереи в Царском Селе, а не как критику всего
английского в архитектуре.
Именно Англия с ее устойчивой
традицией воспроизведения архитектуры Андреа Палладио попала в
фокус внимания Екатерины II во
второй половине 1770-х гг., хотя
приглашение из Англии Чарльза
Камерона совпало по времени с приглашением двух итальянских палладианцев – Кваренги и Тромбара..
Но итальянец Джакомо Кваренги
начинает свою деятельность в 1781 г.
не с возведения какой-нибудь сугубо
итальянской по духу и стилю постройки, а со строительства в Петергофе Английского дворца в Английском парке,
то есть строит для
императрицы нечто палладианское,
но в английском вкусе. Английский
вкус в чистом виде переносят в императорские резиденции и Камерон,
и приглашенные английские
садовники.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|