приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Стиль великого посольства
(продолжение)
I-MMI - 29.10.2001

Менее прихотливым, хотя и не менее плоскостным декором обладают сооружения в стиле "северного барокко". Очень часто и в них присутствуют маньеристические формы, например, в фасадах Троекуровской и Вознесенской церквей, где овальные окна или метопо-триглифный фриз перешли явно из памятников другого направления. Но основное в "барочных" храмах - ясный ритм обычно сдвоенных тосканских пилястр на постаментах и крупные полукруглые или треугольные фронтоны. В исключительных случаях (Марфино) появляются характерные для голландской архитектуры середины XVII в. коринфские пилястры с гирляндами.

Стиль Великого посольства хотя и доминировал в московской архитектуре первой четверти XVIII в., но не был единственным. Приезд западноевропейских архитекторов вызвал появление памятников заметно отличающихся по композиции и декору от описываемого направления. Саксонский архитектор Конрад в кремлевском Арсенале показывает гораздо более барочный вариант стиля. То же можно сказать о приписываемых итальянцам сооружениях: доме Гагарина, Лефортовском дворце и знаменитой Меньшиковой башне, в которой только шпиль указывал на общий "голландизм" эпохи. Мозаичность стилевой картины петровской Москвы только подчеркивает значительность описываемого направления: несмотря на присутствие крупных мастеров доминирует именно голландский стиль.

На фоне бесчисленных повторений в древнерусской архитектуре и не менее частых повторов и копий в архитектуре русского барокко середины XVIII в. стиль Великого посольства дает в основном уникальные, "штучные" памятники, которые полностью не воспроизводились в последующем строительстве, а копировались частями, на уровне узлов декора. Единичным случаем выглядит буквальное повторение композиции и декора Троекуровского храма в не имеющей точной даты Троицкой, вероятно, усадебной церкви в Любутском.

Но отсутствие повторений характерно для памятников с оригинальными объемными композициями, тогда как приспособленные к традиции типы все же воспроизводятся, хотя не так уж часто и нередко с большим опозданием. Тип церкви Ивана Воина, наиболее традиционный по общей композиции, был очень распространен в петровское время и даже в царствование Анны Иоанновны (1730-1740). Композиция московской церкви подготавливалась еще в Казанском соборе Малоярославца (1700-1708), построенном бригадиром А.П.Радищевым, а затем была повторена при перестройке московской церкви Никиты Мученика на Швивой горке (около 1740), а также в Никольской церкви в Козельске (1740). Особенности композиции Тихвинской церкви Донского монастыря с ее многолепестковым основанием были использованы при создании более поздних монастырских надвратных храмов: в Лаврентьеве монастыре в Калуге (1732) и в Ниловой пустыни (1751-1755). Как видим, стиль Великого посольства ждала та же судьба, что и "нарышкинский стиль": его формы и детали с приходом нового, более современного и "модного" варианта барокко уходят в провинцию, возможно, вместе с уже устаревшими мастерами.

Эта особая и очень ограниченная во времени актуальность стиля показывает тот путь, каким долгое время будет следовать русская архитектура на протяжении всего века, когда еще один наплыв мастеров или идей полностью сметает предыдущий стиль или выдавливает его из художественных центров на периферию. Концом стиля Великого посольства стал не приезд иностранных зодчих для строительства Санкт-Петербурга (в Москве развитие голландских форм продолжалось), стиль стал неактуальным и устаревшим -тогда, когда в 1730-е гг. в Москве появились вернувшиеся из Европы (и, прежде всего, - из той же Голландии) петровские зодчие-пенсионеры: Мичурин, Мордвинов и Устинов. Они привезли "настоящую" версию "северного барокко" и вытеснили мастеров маньеризма в подмосковные городки и монастыри Центральной России. Однако первый опыт конструирования европейского стиля показал пути создания декоративной системы и новых композиций при сохранявшейся традиционности и самобытности русской культуры.  

<<вернуться

вверх

 Архив

   
 

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Стиль великого посольства

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна