|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль великого посольства
(продолжение)
I-MMI - 29.10.2001
Менее прихотливым, хотя и не менее плоскостным декором обладают сооружения в стиле "северного барокко". Очень часто и в них присутствуют маньеристические формы, например, в фасадах Троекуровской и Вознесенской церквей, где овальные окна или метопо-триглифный фриз перешли явно из памятников другого направления. Но основное в "барочных" храмах - ясный ритм обычно сдвоенных тосканских пилястр на постаментах и крупные полукруглые или треугольные фронтоны. В исключительных случаях (Марфино) появляются характерные для голландской архитектуры середины XVII в. коринфские пилястры с гирляндами.
Стиль Великого посольства хотя и доминировал в московской архитектуре первой четверти XVIII в., но не был единственным. Приезд западноевропейских архитекторов вызвал появление памятников заметно отличающихся по композиции и декору от описываемого направления. Саксонский архитектор Конрад в кремлевском Арсенале показывает гораздо более барочный вариант стиля. То же можно сказать о приписываемых итальянцам сооружениях: доме Гагарина, Лефортовском дворце и знаменитой Меньшиковой башне, в которой только шпиль указывал на общий "голландизм" эпохи. Мозаичность стилевой картины петровской Москвы только подчеркивает значительность описываемого направления: несмотря на присутствие крупных мастеров доминирует именно голландский стиль.
На фоне бесчисленных повторений в древнерусской архитектуре и не менее частых повторов и копий в архитектуре русского барокко середины XVIII в. стиль Великого посольства дает в основном уникальные, "штучные" памятники, которые полностью не воспроизводились в последующем строительстве, а копировались частями, на уровне узлов декора. Единичным случаем выглядит буквальное повторение композиции и декора Троекуровского храма в не имеющей точной даты Троицкой, вероятно, усадебной церкви в Любутском.
Но отсутствие повторений характерно для памятников с оригинальными объемными композициями, тогда как приспособленные к традиции типы все же воспроизводятся, хотя не так уж часто и нередко с большим опозданием. Тип церкви Ивана Воина, наиболее традиционный по общей композиции, был очень распространен в петровское время и даже в царствование Анны Иоанновны (1730-1740). Композиция московской церкви подготавливалась еще в Казанском соборе Малоярославца (1700-1708), построенном бригадиром А.П.Радищевым, а затем была повторена при перестройке московской церкви Никиты Мученика на Швивой горке (около 1740), а также в Никольской церкви в Козельске (1740). Особенности композиции Тихвинской церкви Донского монастыря с ее многолепестковым основанием были использованы при создании более поздних монастырских надвратных храмов: в Лаврентьеве монастыре в Калуге (1732) и в Ниловой пустыни (1751-1755). Как видим, стиль Великого посольства ждала та же судьба, что и "нарышкинский стиль": его формы и детали с приходом нового, более современного и "модного" варианта барокко уходят в провинцию, возможно, вместе с уже устаревшими мастерами.
Эта особая и очень ограниченная во времени актуальность стиля показывает тот путь, каким долгое время будет следовать русская архитектура на протяжении всего века, когда еще один наплыв мастеров или идей полностью сметает предыдущий стиль или выдавливает его из художественных центров на периферию. Концом стиля Великого посольства стал не приезд иностранных зодчих для строительства Санкт-Петербурга (в Москве развитие голландских форм продолжалось), стиль стал неактуальным и устаревшим -тогда, когда в 1730-е гг. в Москве появились вернувшиеся из Европы (и, прежде всего, - из той же Голландии) петровские зодчие-пенсионеры: Мичурин, Мордвинов и Устинов. Они привезли "настоящую" версию "северного барокко" и вытеснили мастеров маньеризма в подмосковные городки и монастыри Центральной России. Однако первый опыт конструирования европейского стиля показал пути создания декоративной системы и новых композиций при сохранявшейся традиционности и самобытности русской культуры.
<<вернуться
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|