|
|
Современная классика
Интервью Григория Ревзина с
Михаилом Филипповым
Конец Руинам
IV-MMII - 20.09.2002
|ГР Мне не совсем понятно, почему вы так настаиваете на тектонической убедительности
ордерной декорации. Ведь ваша квартира все равно
является своего рода воздушным замком, утопией.
Ордер парит в воздухе на уровне не знаю какого этажа.
В общем-то неважно, на Луне он или на Земле, если от
земли его все равно отделяют субструкции модернистского здания.
|МФ Речь идет о художественной убедительности
ордерной декорации. Это же не театральная декорация, на которую вы только смотрите из зала,
это пространство, в котором вы реально присутствуете. Когда человек ходит по полу пятого этажа, он же
не ощущает себя так, будто летает в пространстве,
он воспринимает этот пол как устойчивую реальную
поверхность, как землю. Чтобы в воздушном замке
можно было жить, он должен обладать тектонической
убедительностью. В этом интерьере, кстати, это
удалось очень интересно провести.
|ГР Что вы имеете в виду?
|МФ Настаивая на таком способе построения ордера, я как проектировщик сталкиваюсь с огромными
сложностями. Лучше всего это
сформулировано во французских строительных правилах, «архитектор
обязан проектировать в соответствии с нормами и
правилами и согласно с требованиями строительного
искусства». Беда в том, что главный поворот, который
модернизм сумел произвести в нашей цивилизации,
это превращение строительного искусства просто в
строительство. Даже в промышленное строительство.
И огромный труд на сегодня – найти строителей,
с которыми можно довести архитектурные принципы
до реализации. А здесь мне очень повезло. Заказчик предложил
своих строителей, «Стройлеском», и я сначала
расстроился. Знаете, работать со сторонними строителями всегда несколько... Но совершенно неожиданно
для меня они проявили большое уважение к авторскому замыслу и к классическим принципам.
И обеспечили очень высокого качества общестроительные работы и каменные работы, и общее ведение
стройки. Там, скажем, плинтуса, полы, фрагменты,
сделанные из камня, – все это сделано из цельных
блоков итальянского мрамора. Вот это очень важно
как раз с точки зрения ощущения устойчивости –
понимаете, пол превращается в каменную твердь.
Это обеспечивает интерьеру какое-то специфическое
старинное благородство. Важно, чтобы строители умели увязывать все
тонкости строительных работ воедино и всех участников строительства в одно целое, а также умели отвечать за свои слова в смысле сроков и качества.
|ГР Если уж мы перешли к реальному воплощению ваших идей, давайте остановимся на этом подробнее. Вот, скажем, вы создаете парк. Парк – место
с естественным светом, а в квартире все-таки требуется электричество. И те точечные светильники,
которые вы расположили в квартире, они ведь далеки
и от классических прототипов и от естественного света. Как это сочетается с принципами палладианской
гармонии?
|МФ Это никак не сочетается. Я много об этом
думал – это сложнейшая тема, ее много, и она кардинально меняет интерьер. Электрическое освещение
классическим интерьерам противопоказано в принципе. И не нужно попытаться его приспособить.
Напротив, нужно не бояться контраста, не боятся показывать, что у электрического света другая природа,
чем у классики. Ничто так не дискредитирует, на мой
взгляд, классическую тему, как стилизованный под
ампир канделябр, из которого стыдливо торчит
лампочка. Так что я предпочитаю свет современного дизайна.
При этом мне, разумеется, важно, чтобы светильники
не несли в себе агрессии декоративного модернизма.
Простая форма светильников – круг, конус, куб и т.д.
садятся в такой интерьер куда лучше, чем электрический канделябр. В этом смысле мне было легко
и интересно работать с Neuhaus. У них большие коллекции, в которых есть такие благородные вещи.
Вообще удобно работать с теми, у кого большие
коллекции и которые могут оперативно что-то менять
в больших заказах.
|ГР А мебель? Опять же – в саду ведь не может
быть жилой мебели?
|МФ Часть мебели предоставлялась тем же Neuhaus. В мебели принципиальную роль играют два
обстоятельства. С одной стороны – это уважение
мебельного салона к воле автора, желание всерьез работать с авторским дизайном. А с другой – это предоставление действительно вещей класса «top of the top».
Такие вещи плохо в интерьере не смотрятся, они сами
по себе – произведения дизайнерского искусства.
Вы можете такой предмет выставить хоть в парке,
хоть в городе – это все равно будет смотреться эффектно. В этом смысле я бы хотел особо отметить салон
«Станция дизайн». У них это прямо-таки главная
тема, они работают исключительно с топ-марками,
причем с тем, что является топ-марками в Европе,
а не в России.
<<вернуться
|
|
|