|
|
Современная классика
Владимир Седов
Руины на шоссе
XX-MMVI - 10.03.2007
Проект офисного здания с подземной автостоянкой в 4‑х уровнях
Москва, Можайское шоссе 6/2
Мастерская архитектора Бавыкина
Авторы: А. Л. Бавыкин, М. М. Марек, Д. Н. Чистов, Д. А. Гуменюк, при участии Н.
А. Бавыкиной
Главный конструктор проекта
К. О. Кабанов
Главный инженер проекта
Л. Н. Слуцковская
Противопожарная безопасность
С. В. Томин
Проектирование: 2006

Перспектива окончательного варианта офисного здания со стороны Можайского
шоссе
Рядом с трассой Можайского шоссе, в той его части, где оно после пересечения
с Рублевкой вырывается на простор, совсем оторвавшись от чопорного Кутузовского
проспекта, на правой стороне поставлено здание, как будто шагающее в сторону
шоссе. Это здание, кажется, состоит из гигантской арки и еще такой же гигантской
полуарки, оборванной уже над самой улицей на высшей точке подъема. С первого
взгляда на этот проект понятно: это мост, руинированный мост поперек шоссе,
мнимый остаток чего‑то. В этот остаток вставлен один стеклянный корпус,
расположенный параллельно шоссе, он заполняет всю полную арку и даже выступает
из нее характерным и сильным конструктивистским скруглением башни, отмечающей
торец этого модернистского тела, плотно присоседившегося к мосту. Где‑то еще
маячит вертикаль то ли круглой (в первоначальном наброске), то ли
крестоообразной в сечении башни, но это уже не так важно.

Продольный разрез

План по уровню автомобильной стоянки

План 1-го этажа

План типового этажа
Мост, в отличие от стеклянно‑конструктивистского корпуса, артикулирован
широкими и мощными формами самой аркады, а также «обложен» квадрами чего‑то (будь
то камень или бетон «под камень»), которые со стороны центра города собираются у
полуарки в подобие разрушенного архивольта. Кроме того, архитектор «поработал»
над мостом, придав ему видимость приспособленного сооружения прошлого, которое
не только применили к нуждам нашего времени, вдвинув в него стеклянный корпус,
но и «порезали» окнами, расположенными и на длинных сторонах, и на устоях, и
даже на скругленных поверхностях арок. Есть здесь даже рискованные угловые окна,
заставляющие думать об архитекторе‑конструктивисте, приспосабливавшем
доставшуюся ему от дореволюционных времен величественную развалину под наркомат
или трест с помощью знакомых ему острых и резких форм, вторжение которых похоже
на движение скальпеля по телу.

Компьютерная перспектива района
Этот проект появился на выставке «Арх‑Москва» весной 2006 года на стенде
Алексея Бавыкина. Мост‑руина пришел как будто из иных времен, из иных
пространств, которым не так противопоказано свойственное Москве стремление (может,
и недостижимое) к северной чистоте и законченности. Это отразилась поступь какой‑то
гигантской архитектуры, какого‑то очень условного Рима,
что ли, проведшего здесь когда‑то акведук или
виадук. Если не вдаваться в такую совсем уж
псевдоисторическую реконструкцию (Рим в Москве, легионеры
в лесах близ Рублевки), то можно представить себе
и каприз времени Екатерины II, такой мост‑руину,
которую строили по прихоти образованной хозяйки невесть
какого имения, а затем забыли и лишь в наше
время задумали приспособить к чему‑то. Но все это только досужие вымыслы,
а прямой иконографический источник данного решения
найти можно все же именно в Риме: это Понте Ротто, или
мост Эмилия, выстроенный в 179‑142 годах
до нашей эры. Он стоит в узкой долине Тибра и
поражает законченностью форм и незаконченностью, вернее –
оборванностью, целого. Для нашего сюжета наиболее важной
является эта тема руины, содержащая намек на
долговечность Архитектуры. Еще в самом начале жизни здания
архитектор дает ему форму руины, соотнося, таким образом, готовящееся здание с
многовековой жизнью города.
далее>>
|
 |
|