приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Город миллионеров из жилья для бедных
XXIV-MMVIII - 31.01.2009

Аксаково. Фрагмент улицы. Авторский рисунок

Два проекта поселков Максима Атаянца – Ивакино и Аксаково под Москвой – появились в 2007 году и являются едва ли не первым примером серьезной работы в этом жанре среди российских архитекторов. Здесь необходимо предисловие, обрисовывающее сам жанр. На русской почве он оказался достаточно парадоксальным, вернее попал в парадоксальную экономическую нишу.

Перспектива луча от площади. Авторский рисунок

Если рассматривать сегодняшние таунхаусы в Америке, Канаде и Европе (Германии, Швейцарии, Голландии), то надо сказать, что в целом этот тип жилья относится к числу наиболее экономичных. Для Канады и Америки таунхаус оказывается жильем в среднем в два раза более дешевым, чем городская квартира, для Европы – в полтора. Дешевое жилье дает соответствующие архитектурные решения. Как правило, здесь вообще нет места для серьезной работы архитектора – канадские, американские и даже швейцарские таунхаусы часто представляют собой обшитые сайдингом трехэтажные строения, где проектируется типовая жилая ячейка и общая схема строчной застройки.

Аксаково. Перспектива поселка с птичьего полета. Авторский рисунок

В принципе, в России таунхаусы, которые стали активно строить в последние три-пять лет, также позиционируются как дешевый тип жилья, рассчитанный на средний класс, однако эти слова здесь имеют принципиально иной смысл. Отсчет производится не от стандартной городской квартиры, а от загородного особняка, а понятие «средний класс» рассчитывается не от реального состояния российского среднего класса, а от его европейских аналогов. Соответственно, если цена особняка начинается от $1 млн., то цена таунхауса кажется приемлемой, если она располагается в диапазоне от $500 тыс. до $1 млн. и выше, площадь таунхауса начинается от 200 кв.м. и может достигать 400 кв.м. Таунхаусы строятся в пределах 30 километровой зоны вокруг Москвы и представляют собой способ освоения автономных незастроенных участков, который кажется более эффективным, чем традиционная застройка отдельно стоящими загородными домами.

Генеральный план поселка

Таким образом, экономически мы получаем города из жителей, чье семейное состояние приближается к миллиону долларов и выше. В результате возникает глубоко парадоксальный способ использования типологии жилья для бедных в городах миллионеров. Это было бы чистым абсурдом, если бы такая ситуация складывалась только в России. Однако то же самое мы встречаем и в ряде других стран. Там, где таунхаусы – традиционный тип жилья (Cеверная Европа, Англия, США, Канада), есть современные, дешевые таунхаусы, о которых я уже упоминал, а есть исторические, конца XIX—начала ХХ века, которые более чем престижны (например, Лондон). Там, где они появляются лишь в последние десятилетия, они представляют собой весьма элитарный тип застройки и в основном используются для гостиниц или апартаментов на съем у моря. Это Турция, Кипр, Тайвань, Болгария и т.д. Возможно, специфика России в том, что она использует именно этот, условно говоря «гостиничный » тип таунхауса для строительства поселков вокруг Москвы, – отсюда ряд противоречий и странностей.

Аксаково. Развертка фасадов

Главный вопрос, который здесь возникает – как должен выглядеть «город миллионеров», выстроенный на основе типологии «жилья для бедных». Проблема еще заключается вот в чем. Противоречие жанра таунхауса в том, что, будучи архитектурой городской, они сами по себе города не формируют, но как бы паразитируют на сложившейся городской структуре. Поселки, целиком состоящие из таунхаусов, в странах, где они традиционны, практически не встречаются, это обычно одна-две «строки» таунхаусов на краю города (или как в Лондоне – в силу специфики его исторического формирования – по краям городских центров, выросших из исторических деревень). В странах, где таунхаусы – импортированный, новый и престижный тип жилья, нечто подобное российским поселкам появляется, однако, как правило, при некой курортной доминанте – чаще морском пляже, иногда – целебных источниках или, в конце концов, вокруг искусственного бассейна. Российская ситуация – сравнительно крупные поселки («Гринвич», «Седьмая миля», «Воскресенское», «Новое Лапино»), среди полей, без всякой городской доминанты, в которых таунхаусы вообще единственный тип строений, – мне представляется уникальной, не имеющей прямых аналогий в мире.

Аксаково. Перспектива по направлению к площади. Вид с 3D модели

В этой ситуации работу Максима Атаянца, как мне кажется, следует рассматривать прежде всего как попытку разрешить противоречия неустоявшегося жанра, по сути, экспериментальную. Это, разумеется, невозможно сделать лишь архитектурными средствами, и в обоих поселках – и в Ивакино, и в Аксаково – применена уникальная экономическая модель, позволившая сделать жилье здесь в два раза дешевле (заказчиком была поставлена задача получить таунхаусы площадью от 120 кв.м). Но меня, разумеется, интересует в первую очередь архитектура.

Фасады, планы и разрезы домов

Оба поселка строятся на последовательном применении четырех градостроительных приемов – след, сдвиг, восстановление и подобие вместо тождества. Рассмотрим каждый из них.

След

Акцентирую одно из первоначальных противоречий жанра. Таунхаусы являются городским типом жилья, но при этом сами не в состоянии сформировать полноценной городской структуры. Они слишком элементарны и одинаковы, вместе с тем они плохо формируют улицу (парадный фасад испорчен въездами в гаражи, садовый фасад – придомовыми хозяйственными дворами) и никак не определяют ее трассу. Попытка распланировать участок только исходя из принципа наибольшего выхода площадей дает крайне депрессивную однообразную структуру, напоминающую застройку бараками, что для города миллионеров неуместно.

Аксаково. Планы этажей типового дома, разрез, варианты решений фасадов

Рассматривая план Ивакино, мы легко обнаруживаем, что общий абрис основного поселка следует как будто существовавшему здесь стадиону. Это римский стадион, причем таунхаусы идут как по внешнему его абрису, так и по внутреннему – в римских стадионах, как известно, в центре располагалась «улица», на которой ставились памятники в честь побед, располагались трибуны судей и площадки для выступления гимнастов, а гонки колесниц проходили вокруг этой улицы. Таунхаусы выстроены так, будто в Ивакино, под Химками, когда-то существовал римский город, у него был свой стадион, и этот стадион в Средние века оказался застроен.

Виды улиц. 3D модель

В Аксаково, в отличие от Ивакино, участок, на котором располагается поселок, отличается некоторым перепадом рельефа – он опускается к дороге на 6,5 метров. Решение, примененное здесь, по смыслу аналогично. Поселок сделан так, будто он выстроен на основе римского театра, располагавшегося на краю города. Соответственно абрису его ярусов изгибаются улицы поселка, а пространство сцены осталось незастроенным – здесь образовалась городская площадь.

Аксаково. Детский сад на 40 человек. Фасады, планы, разрез

Замечу, что возникновение средневековых городских образований на месте римских сооружений – достаточно типичная ситуация для стран, чьи поселения возникали на основе римского субстрата. Типичный пример – Сьена, чьи кварталы следуют абрису римского театра. Смысл, который несет в себе прием – то, что благодаря «следу» римской постройки поселок в целом обретает общую форму, которая продиктована не логикой таунхаусов, но некой внеположенной им градостроительной логикой. След утраченного Рима восполняет нехватку городского качества поселка.

Сдвиг

Вторым приемом оказывается последовательно проведенный сдвиг градостроительных линий. Римская структура отличается регулярностью – поселки ломают эту регулярность.

Ивакино. Вид с птичьего полета. Рендер

В Ивакино центральная ось, на которой располагаются таунхаусы, ломается три раза. «Стадион» пробивают две поперечные оси, но они сбиты. Даже боковые входы в зону стадиона оказываются разной ширины. Неправильным по абрису оказывается и полукруглый сегмент зеленой зоны в той части поселка, которая обращена к лесу.

Авторские размышления о морфологии поселка: разрушившийся цирк и его обстройка

В Аксаково логика сдвига основана на том, что бывший «театр» занимает ровно половину поселка. Из-за этого поселок получает два центра – один выраженный, театральный, в соответствии с логикой «римских субструкций», второй в виде малой неакцентированной круглой площади – в соответствии с логикой новой застройки.

Ивакино Аркада «акведука» главного въезда. Фасад и план

Смысл этих сдвигов заключается в том, что новая застройка развивается на римских субструкциях как бы сама по себе, постфактум, в соответствии с собственными нуждами. Амфитеатр Аксаково строго симметричен, но его «левый» край – это дальний конец поселка, там подступает лес, и «в средневековые» времена там строятся неохотно, там опасно (в реальности сегодня – это самые дорогие таунхаусы), поэтому застройка там разреженная. Напротив, «правый» край – это самый центр поселка, он развивается активнее всего, и справа от него даже образуется собственная, внутригородская круглая пьяцца.

Перспективный вид на аркаду при въезде. Авторский рисунок

Вряд ли «древние ивакинцы» сознательно пытались сломать основную ось своего поселка, просто те первые жители, которые строили дома вдоль центральной улицы стадиона, делали это без архитектора и несколько ошиблись с направлением оси, что и естественно при таких размерах стадиона, а следующие уже вынуждены были считаться с этой ошибкой. По архитектурной логике центральная ось, естественно, должна была быть замощенной, однако же, поскольку по кругу стадиона ездили колесницы, и там все уже было замощено, на центральную ось жители вышли своими «огородами» – в результате ось получилась несколько кривой и пешеходной.

Ивакино. Арки и тетрапилон на улицах

Общий принцип заключается в том, что у поселка есть два пласта – римских субструкций и таунхаусной застройки, и они выраженно не совпадают, сдвинуты один относительно другого.

Восстановление

Этот пространственный сдвиг есть изображение сдвига временного, город развивается как бы в два этапа. Но на самом деле, оказывается, что этих этапов не два, а три.

Вид на улицу из окна одного из домов

У ивакинцев по правой границе стадиона проходил древний римский акведук, часть домов, как в Сеговии, встроена непосредственно в арки этого гигантского сооружения. Да и сам стадион был столь величественным, что они не могли с этим не считаться. Точно так же, как и аксаковцы, которые, конечно, разбирали потихоньку свой театр на строящиеся на его месте дома, но все равно не могли не замечать грандиозность доставшейся им архитектурной композиции.

Вид площади  

В какой-то момент и те и другие спохватились и пережили своего рода Ренессанс. Они захотели обратно акцентировать эту композицию, уже не градостроительными, а чисто архитектурными средствами. Средствами акцентировки оказались триумфальные арки, обелиски и торжественные пропилеи. Появляясь на главных, пусть и сломанных, осях, они резко усиливают эти оси, так что в градостроительной иерархии они оказываются более значимыми, чем подчиненные им таунхаусы. Возникает структура, при которой есть собственно город, а есть подчиненные ему дома. Я говорю «своего рода Ренессанс», поскольку стилистически те элементы, которые спроектировал Максим Атаянц, к Ренессансу отношения не имеют, они римские, я бы сказал, провинциально римские, относящиеся где-то к III-IV вв. н.э. Я бы сказал, что древние ивакинцы и аксаковцы обладали гораздо лучшими знаниями в области римской архитектуры, чем те реальные архитекторы Возрождения, которые в XV-XVI вв. восстанавливали античность.

Подобие вместо тождества

Это самый простой принцип построения таунхаусов, который часто встречается в разных поселках, хотя, надо сказать, для России и это – новый прием. Все фасады таунхаусов приблизительно схожи, но не тождественны. Общим является количество этажей и осей. Дома различаются даже по высоте, а также – размерами и формой окон, их пластическим оформлением, ну и, разумеется, цветом.

Развертка фасадов с арками и «остатками акведука»

Имитируется строительство по ганзейскому праву, когда городское законодательство регламентировало высоту дома и количество осей окон, а в остальном предоставляло владельцу самостоятельно определять, как будет выглядеть его фасад.

Итоговый эффект

Этих четырех приемов оказывается достаточно для того, чтобы так или иначе добиться от поселка ощущения естественного, органического города. Сдвиги осей дают разнообразие точек зрения – практически ни в одном месте город не длится одинаковым образом больше, чем на расстояние в 50-70 метров. Многообразие фасадов создает разнообразие видов. Акцентирование центральных осей создает ощущение пространственной иерархии внутри этой органической хаотичности. Римский субстрат создает образ поселка в целом.

Лондонские дома первой половины XIX в.

Конечно, это еще не город в полном смысле этого слова. Не хватает собственно городских сооружений – «ратуши», школы, церкви, магазинов, пабов. Впрочем, что касается магазинов и пабов, то они, вероятнее всего, разовьются самостоятельно – достаточно поменять в каком-либо из таунхаусов гараж на лавку, и мы получим соответствующую инфраструктуру. Но так или иначе, здесь удалось достичь принципиально иного качества поселка, который в принципе может рассматриваться как «городок миллионеров» – старый средневековый город с историей, который когда-то был бедной деревней, а сегодня превратился в роскошный тип поселения. Такие городки из деревень можно представить себе в итальянской Швейцарии или на французской Ривьере.

Поселок «Гринвич»

Я понимаю, что для архитекторов модернистского направления остается вопрос, можно ли решить те же задачи не в исторической стилистике, а в современных формах. Я намеренно на протяжении всего анализа не акцентировал проблемы стиля, концентрируясь прежде всего на чисто урбанистических приемах. Однако лично для себя я полагаю, что такая градостроительная структура возможна только вместе со стилизацией исторических архитектурных форм. Ведь главное, на чем строится ощущение органичности этих поселков – это включенный в них образ времени, моделирование долгого исторического развития, которое привело к нынешним результатам. Модернизм такого образа создать не в состоянии. Вероятно, здесь требуются принципиально иные решения, но, рассматривая современные таунхаусные поселки, как в России, так и за рубежом, я не нашел ни одного, который мог бы хотя бы подсказать направление поисков. Даже когда в Англии и Германии мы сталкиваемся с очень дорогостоящими модернистскими решениями, перед нами все равно оказывается застройка типа барачной – хотя используются очень дорогостоящие бараки, отделанные стеклом, сталью и полированным камнем.

Поселок «7 Миля»

Новое Лапино

Американские таунхаусы  

Таунхаусы в Германии  

Кипр. Поселок Памфилия. Проект застройки

вверх

 Здесь / проект

     
31.01.2009 XXIV-MMVIII
Максим Атаянц
Поселки Аксаково и Ивакино
Григорий Ревзин
Город миллионеров из жилья для бедных
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна