|
|
Современная классика
Интервью Григория Ревзина с
Михаилом Филипповым
Конец Руинам
IV-MMII - 20.09.2002
|ГР Как это можно преобразить?
|МФ Моя концепция интерьера основана на довольно сложном художественном взаимодействии
интерьера с городом. Парковую квартиру я делаю второй раз – первый был едва ли не самая первая моя
квартира-Руина. Из окна там раскрывалось водное
зеркало и довольно живописные берега. Квартира,
которую Вы называете «Перспектива» (см. «Проект
Классика» №2) выстроена на рисунке стропил, которые напоминают шуховскую башню, она расположена
недалеко от нее, и когда вы подходите к этой башне и
смотрите вверх, в перспективу, то рисунок получается
похожим. Квартира «Венеция» (см. там же) расположена в центре города, в запутанной лабиринтообразной сетке переулков, отчасти напоминающей венецианский урбанизм. Каждый раз тот градостроительный
контекст, в который попадает моя работа, отзывается
в художественном решении.
|ГР Ну, у вас ведь всегда градостроительные идеи.
|МФ Это не градостроительная идея, это именно
идея интерьера. Он должен преображать контекст, в
котором он оказывается. Тот водоем, рядом с которым
находится квартира-Руина, там есть деревья на
берегу, есть какие-то скамейки, лодки, но все это, скажем так, московское. То есть деревья чахлые, берега
загаженные, заборы с сеткой Рабица, лодки затонувшие, ржавые, трубы какие-то – в общем, не совсем
это парк. И в этой квартире – не совсем она в Тиволи.
Квартира оказывается тем местом, в котором окружающая ее среда вдруг преображается до своего
идеального состояния, до того, какой она должна была
бы быть, но пока не стала. И именно поэтому квартира
является тем местом, в котором хорошо. И из нее весь окружающий мир выглядит хорошо.
|ГР То есть тема парка возникает только из окружения. Я все-таки позволю себе задать вопрос –
а современные тенденции в модернистском интерьере
вас не интересуют? Скажем, Карим Рашид постоянно
пытается создавать из интерьеров некие органические
ландшафты, то же самое у братьев Буруллеков –
интерьер становится природной формой. Нет такого,
что вы создаете классические ответы на современную
модернистскую моду?
|МФ Честно сказать, это от меня далеко. Знаете,
создание из квартиры парка – это очень старая классическая идея. Возьмите перголы Мантеньи, палладианские виллы, расписанные Тьеполо, Павловск – тут, честное слово, есть чем без Буруллеков вдохновляться.
|ГР Вы сказали, что концепция этой квартиры отчасти напоминает квартиру-Руину, построенную в
1996 году. Но здесь нет ни следа руинированности.
Наоборот, все так аккуратно сделано.
|МФ Честно сказать, мне надоела Руина. После
Биеннале, после выставки «Руины Рая» тема оказалась в моде, ее вовсю тиражируют. При этом руину
тоже можно сделать очень плохо она легко
обрабатывается безвкусицей. Я решил попробовать создать
чистую палладианскую вещь.
|ГР Мне кажется, что «чистый Палладио» тоже
легко обрабатывается безвкусицей. Даже в основном
ей и обрабатывается.
|МФ Потому что принципиально неверно используется ордерная декорация. При работе с ордером очень
важно понимать, что дело не только в эрудированности в смысле деталей и знания увражей. Исключительно важно понимание принципов построения ордера. Принципа несвешиваемости, например. Любая
выносная конструкция должна обязательно иметь
поддерживающую конструкцию. Она не может просто
висеть в воздухе – это модернистский принцип.
И не может быть, чтобы были две одинаковые детали,
одна из которых поддерживающая, а другая поддерживаемая. Не может быть карниза с двумя одинаковыми полочками подряд – что у нас теперь очень
распространено, – они перестают поддерживать друг
друга. На этом принципе основано построение всех
горизонтальных частей – кессонов, карнизов и т.д.
Ордер не знает горизонтального ритма, за исключением руста.
Это работа с эстетическим принципом устойчивости. Точно так же, как и утончение здания кверху.
В классической архитектуре может быть много исключений, но все они всегда и решаются как исключения.
Если этого нет – это опять же модернистский принцип. Старик Жолтовский дожил до появления
в Москве зданий а-ля Корбюзье и Мис и успел прокряхтеть: «Эти здания шатаются». Они как бы
подготовлены для полетов на Луну и временно здесь
стоят. А ордер должен стоять на земле.
<<вернуться далее>>
|
|
|