приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Египетский модерн
IV-MMII - 20.09.2002

Спецпроект «Керамос» Интерьер магазина «Фараон». 2002 год
Первоначальный проект Владимира Ерошенко и Игоря Холмогорова
Дизайн интерьера – архитектурное бюро «Керамос-ART»: Дмитрий Слободинюк, Ольга Сорокина, Евгений Янчик и Борис Гоголев

Уильям Ван Аллен. Двери лифта небоскреба Крайслер-билдинг в Нью-Йорке с мотивом папируса. 1930

В Столешниковом переулке на первом этаже существующего здания строится и оформляется магазин одежды под названием «Фараон». Проект магазина был составлен Архитектурно-строительным бюро Холмогорова (архитекторы Владимир Ерошенко и Игорь Холмогоров). В начале 2002 года за оформление уже сложившегося в своих габаритах и линиях пространства взялось архитектурное бюро «Керамос-ART» (авторы: Дмитрий Слободинюк, Ольга Сорокина, Евгений Янчик и Борис Гоголев; общее наблюдение и консультации: Илья Савельев).

Магазин «Фараон» не может быть в ином стиле, кроме египетского. Но каким тут должен быть Египет? Строгим и археологически-величественным? Но тогда причем тут одежда? Или в стиле казино в Шарм-Эль-Шейхе? Но тогда пропадает возможность создания сколько-нибудь достойной архитектуры. Египет – это тайна и игра, задачей декорации было не скатиться ни к египетскому залу Музея изящных искусств, ни к Диснейленду.

Джордж Коулз. Кинотеатр «Иджиптиан Ривайвэл Картун» в Лондоне. 1930

Торговый зал магазина делится на две части папирусовидными колоннами, колонны поддерживают галерею, парапет которой украшен египетскими орнаментами. Колонны зала нарочито серьезны. Формы их капителей найдены в справочниках, затем стилизованы в рабочих чертежах, по которым скульптор Михаил Народицкий вылепил модель. По этой модели на заводе выполнены чугунные отливки.

Все, вроде бы, точно, но в Египте не было чугуна  Здесь есть некая вольность трактовки темы (можно вспомнить только чугунные Египетские ворота Менеласа в Царском Селе, но это уже ампир). Та же вольность, но в большей степени, чувствуется в орнаментальном фризе на парапете галереи: тут цветки лотоса, выполненные из смальты, складываются в орнаменты, напоминающие модерн, а необычность и драгоценность смальты подчеркивается вставками из травертина, перекликающимися с «телами» колонн. Тему модерна подхватывает лестница на галерею, где чугунная решетка перил вызывает в памяти ограждение лестницы в знаменитом доме Рябушинского Федора Шехтеля, а также шехтелевские металлические решетки. При этом «модерн» и «египет» уравниваются в своей ценности – «драгоценность» лестницы подчеркивают орнаменты подступенков, где, как и на парапете галереи, помещена мозаика из смальты и травертина. Получается не манерный, а спокойный, насколько это возможно при обращении к египетской теме, и умный интерьер, где нильские мотивы соседствуют с модерном. Такое соседство, на первый взгляд, странно.

План магазина «Фараон».
Фрагмент фасада египетской колоннады в интерьере магазина.

Если начать подбирать прецеденты египетским мотивам, то почти сразу окажется, что египетского в нашей архитектуре не много. Когда по Европе в период сентиментализма и романтизма прокатилась волна египтомании, у нас в России появились некоторые памятники, отражающие это течение: Пирамида в царскосельском парке, обелиск в Гатчине, сфинксы у Академии художеств в Петербурге, Египетский мостик и уже упомянутые Египетские ворота. Даже собранные вместе, эти монументы не образуют целого, это скорее отдельные фрагменты какого-то загадочного и чудесного мира. От этих произведений веет трепетным отношением классицизма и ампира к мистически-таинственному Египту, но сама эта трепетность не мешает трактовать «египетское» через призму античности, а значит, сообщать Египту несвойственную ему изящность.

далее>>

вверх

 Архив

     

20.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Египетский модерн

     

20.09.2002 IV-MMII
Интервью Григория Ревзина с Михаилом Филипповым
Конец Руинам

     

18.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской

     

18.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации

     

18.09.2002 IV-MMII
Оксана Рудченко
фотографии Александра Шибеко
Бар муэдзина и кийская Русь

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна