приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской
IV-MMII - 18.09.2002

Со стороны улицы Гашека дом смотрится как три отдельных здания. Здесь архитектор позволил себе акцентировать углы башни тяжелыми колоннами и выносом карнизов – эта активная пластика не рифмуется с аналогичными приемами улицы Горького.

Все детали дома могут найти себе аналогии в архитектуре соседей. Верхние портики, пилястры, превратившиеся в тонкие тяги, промежуточные тонкие помпейские карнизы, трифорий первого яруса, перешедший сюда с дома, стоявшего на этом месте, и так далее – все это находит себе аналогии в декоре домов, отстоящих от дома Андреева не далее, чем на километр, – если уж не на самой Тверской, то в щусевской гостинице «Москва», замыкающей перспективу Тверской. Но в силу вертикализма композиции все эти детали получают удлиненные пропорции, зрительно облегчаются. И единственная деталь, которой на Тверской не найти, оказывается главной во всей композиции. Это прорезающий башню стеклянный эркер.

На Тверской есть эркеры, но они не стеклянные, и решаются они (например, в соседнем с андреевским доме) как своего рода пилонада гигантского ордера, организующая мощную горизонталь фасада. Стеклянный эркер – деталь другой, не сталинской эпохи. Он используется в модерне или в неоклассике 1910-х гг. Эркер – это прорыв внутреннего пространства во внешнее, частного в общественное, и сталинская архитектура не допускала подобного выпячивания частной жизни.

   

Детали фасада, выходящего на Тверскую, напротив, подчеркнуто графичны, дробны и нарядны, благодаря чему фасад оказывается одновременно торжественнее и легче. Работа с деталью позволила зрительно облегчить крупный высотный объем.

Происходит та самая дематериализация сталинского архитектурного языка, которая определяет образ Тверской в рисунке Андреева. Получается, что углы башни несут только стекла, тонкие тяги, обрамляющие их, подчеркивают своей хрупкой пластикой вертикализм и бестелесность композиции, помпейские портики, завершающие композицию, призваны оттенить ее почти рисуночную легкость.

Все эти ценности – легкость, полет, вертикаль – скорее соотносимы не с языком сталинской классики, но с ценностями современной архитектуры. И в принципе, если бы на этом месте стоял стеклянный объем вроде того, что Алексей Воронцов поставил в Газетном переулке, описывался бы он теми же словами. Но не было бы переосмысления сталинского языка. Здесь же вся тонкость работы в том, что удалось высказать этим языком новое для него содержание.

Эта новизна как бы «вытаскивает» из Тверской особый пласт ее пластики. Дома по Горького с их изысками Бурова, рисунками Фаворского, с их ренессансными, помпейскими, армянскими, готическими, древнерусскими, барочными и так далее цитатами – избыточны в отношении своей тоталитарной задачи. Это не Московский проспект Петербурга. В улице Горького есть какой-то парадоксальный «южный» характер – с сильными выносами карнизов, с лоджиями, балконами – Тверская как будто немного не в Москве. Это не только советская, но еще и профессиональная утопия, это чудо возможности превращения в любую эпоху, манящая даль свободного романа со всеми «камнями Европы» и всеми ее утопиями. В этой улице есть легкость воображения, и именно ее Андреев сделал своим содержанием. Миражу Тверской не хватало миража кампанилы. Его построили.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

20.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Египетский модерн

     

20.09.2002 IV-MMII
Интервью Григория Ревзина с Михаилом Филипповым
Конец Руинам

     

18.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской

     

18.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации

     

18.09.2002 IV-MMII
Оксана Рудченко
фотографии Александра Шибеко
Бар муэдзина и кийская Русь

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна