|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской
IV-MMII - 18.09.2002
Архитектор гордится тем, что ему удалось соблюсти
строгую московскую иерархию фасадов. Дворовые фасады отличаются сдержанностью
и лаконизмом
В первоначальном проекте центральная часть дома
имела нейтральный застекленный фасад и являлась
чистой связкой между двумя высотными объемами. В процессе согласований она получила представительный пилястровый портик. Тем не менее
ее служебный, промежуточный характер удалось
сохранить
Модернизм научил нас бороться с иерархией фасадов, но для города это –
основополагающая характеристика, она определяет иерархию пространств. В данном
же случае игра с этой иерархией определила образ дома, потому что главным фасадом
сделался его торец.
Эта художественная игра по сути определила всю композицию дома, что для
сегодняшней Москвы, где композицию принято объяснять исходя из трассы прокладки сетей, кажется большой редкостью.
Дом разделился на две прямоугольные башни и соединяющий их мост. По сути, единого
фасада по улице Гашека и нет, поскольку центральная часть фасада – это именно мост,
переход, промежуточная форма. В первоначальном варианте промежуточность была
артикулирована куда сильнее, фасад превращался в спокойные нейтральные квадраты
сплошного остекления, и этот вариант кажется удачнее с точки зрения соответствия
общему замыслу. Но даже вынужденная согласованиями итоговая композиция с
плоским пилястровым портиком позволяет все же этот замысел прочесть и почувствовать
– это именно фасад вдоль второстепенной узкой улицы, который воспринимается в
ракурсе и в движении, – не фасад, но соединение двух башен.
План первого этажа
Фасад по улице Гашека
Фасад по Тверской
В результате горизонтальная пластина дома по Гашека превратилась в узкую
вертикальную башню на Тверской. На улице нет ни одного объема, который был бы таким
же узким, поэтому кажется, что это не столько дом, сколько акцент, не разрушающий, но подчеркивающий горизонталь.
В итальянском контексте улицы это нечто вроде кампанилы. И это первый шаг к переосмыслению языка сталинской архитектуры,
который здесь происходит.
<<вернуться далее>>
|
|
|