приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской
IV-MMII - 18.09.2002

Архитектор гордится тем, что ему удалось соблюсти строгую московскую иерархию фасадов. Дворовые фасады отличаются сдержанностью и лаконизмом

В первоначальном проекте центральная часть дома имела нейтральный застекленный фасад и являлась чистой связкой между двумя высотными объемами. В процессе согласований она получила представительный пилястровый портик. Тем не менее ее служебный, промежуточный характер удалось сохранить

Модернизм научил нас бороться с иерархией фасадов, но для города это – основополагающая характеристика, она определяет иерархию пространств. В данном же случае игра с этой иерархией определила образ дома, потому что главным фасадом сделался его торец.

Эта художественная игра по сути определила всю композицию дома, что для сегодняшней Москвы, где композицию принято объяснять исходя из трассы прокладки сетей, кажется большой редкостью. Дом разделился на две прямоугольные башни и соединяющий их мост. По сути, единого фасада по улице Гашека и нет, поскольку центральная часть фасада – это именно мост, переход, промежуточная форма. В первоначальном варианте промежуточность была артикулирована куда сильнее, фасад превращался в спокойные нейтральные квадраты сплошного остекления, и этот вариант кажется удачнее с точки зрения соответствия общему замыслу. Но даже вынужденная согласованиями итоговая композиция с плоским пилястровым портиком позволяет все же этот замысел прочесть и почувствовать – это именно фасад вдоль второстепенной узкой улицы, который воспринимается в ракурсе и в движении, – не фасад, но соединение двух башен.

План первого этажа

Фасад по улице Гашека
Фасад по Тверской

В результате горизонтальная пластина дома по Гашека превратилась в узкую вертикальную башню на Тверской. На улице нет ни одного объема, который был бы таким же узким, поэтому кажется, что это не столько дом, сколько акцент, не разрушающий, но подчеркивающий горизонталь. В итальянском контексте улицы это нечто вроде кампанилы. И это первый шаг к переосмыслению языка сталинской архитектуры, который здесь происходит.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

20.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Египетский модерн

     

20.09.2002 IV-MMII
Интервью Григория Ревзина с Михаилом Филипповым
Конец Руинам

     

18.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской

     

18.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации

     

18.09.2002 IV-MMII
Оксана Рудченко
фотографии Александра Шибеко
Бар муэдзина и кийская Русь

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна