|
|
Оксана Рудченко
Барокко без метафизики
XXIII-MMVIII - 31.03.2008

Джакомо Бароцци да
Виньола.
Scala Reggia, парадная
винтовая лестница виллы
Фарнезе в Капрароле
Это здание называют то виллой, то
замком, оно и то и другое – слишком
неприступное для загородного дворца, но
слишком изысканное для оборонительного сооружения. С архитектурной точки
зрения она прославилась не фасадами
и даже не внутренним двором, а лестницей. С точки зрения живописи ценна не
столько именами художников, сколько
цельностью и разработанностью фресковой программы. Ее история укладывается
практически в весь XVI век.

Генплан виллы
в Капрароле
Кардинал Алессандро Фарнезе,
будущий папа Павел III, скупал земли,
формируя для своей семьи внутри папского государства крупное владение. Его
ядром было графство Рончильоне и герцогство Кастро, оно граничило с Тосканой
и подходило к Риму. Управлять этим
феодом был поставлен незаконнорожденный сын кардинала Пьер-Луиджи
Фарнезе, герцог Кастро, а позже Пьяченцы, Пармы и Непи. Крошечный (и по
сей день) городок Капрарола был куплен
Алессандро Фарнезе в 1504 г. и благодаря
стратегически выгодному положению
в центре владений был подходящим
местом для возведения фамильного замка,
позволившего бы Фарнезе утвердиться
на новых территориях. С возрастанием
могущества Фарнезе и с приходом неспокойного времени после разграбления Рима
в 1527 г., необходимость в большой крепости только усилилась.

План второго этажа
с анфиладой парадных
залов
Строительные работы были начаты
около 1530 г. по проекту Антонио да Сангалло-младшего и Бальтасаре Перуцци.
Крепость была спроектирована «на
современный манер» – фортификационная система, отцами которой считаются
братья Антонио и Джулиано да Сангалло
и Франческо ди Джорджо Мартини,
предполагающая пентагональый план
с пентагональными же угловыми бастионами в сочетании с рвами сложного
профиля. Такая форма оборонительного
сооружения позволяла лучше простреливать прилегающее пространство,
и пентагональный план станет отныне
законом для всех европейских крепостей вплоть до XVIII века. Антонио да
Сангалло-младший также был опытным
фортификационным архитектором, он
перестроил и усилил «город Льва» – пояс
стен вокруг Ватикана, укрепил Аврелианову стену, по его проектам построены
оборонительные сооружения Анконы
и Лорето. Для династии Фарнезе он строил
с 1517 г. и до своей смерти в 1546-м.

Главный фасад виллы
К 1534 году на холме, возвышающемся над Капраролой, были возведены
стены до первого этажа и бастионы.
Работы были прерваны, так как в этот год
заказчик под именем Павла III взошел
на престол Св. Петра, где наместничал до
1549 года. В том же 1534 году Павел III
сделал кардиналом своего четырнадцатилетнего внука Алессандро. Именно этот
кардинал Алессандро Фарнезе-младший
и воплотил замысел своего выдающегося
деда, построив для Фарнезе великолепное
и единственное в своем роде загородное
жилище.

Ось ансамбля – главная
улица Капраролы,
спроектированная
Виньолой
Строительство было возобновлено
в 1556-м и поручено Джакомо Бароцци да
Виньола, доверенному архитектору Фарнезе, уже строившему для них в Пьяченце
и Парме. И тут происходит самое интересное – вместо крепости решено строить
дворец, но на уже существующем укрепленном основании с бастионами. Виньоле
нужно было соединить дворец и замок,
посадить виллу на крепость.

Здание виллы и система
подходных площадей
В принципе, ничего неожиданного –
идея укрепленной резиденции была еще
актуальна для Европы XVI века, дворцы,
построенные в форме замков, или замки,
перестроенные в дворцы, были распространены во Франции (замки Луары,
например), куда Алессандро часто ездил.
Однако в Капрароле речь шла не о попытке
придания средневековым стенам и башням
более роскошного, репрезентативного вида,
а о сочетании крепости, разработанной по
последнему слову военной инженерной
науки, и римского палаццо (среди прототипов называют палаццо Канчеллерия,
резиденцию Алессандро как вице-канцеляриуса Святого престола). Перед Виньолой
стояла весьма нетривиальная задача –
пентагон довольно «трудная» фигура,
в классической архитектуре никто ни до
ни после не пробовал строить здания такой
формы. Все находки Виньолы связаны со
стремлением гармонизировать этот архитектурный эксперимент.

Круглый внутренний двор
виллы
Согласно типологии палаццо, Виньола проектирует здание с внутренним
двором, однако, впервые в ренессансной
архитектуре, делает двор круглым – это
было единственным средством помирить
пятиугольник с типологией колонного двора палаццо. Если бы Виньола
и дальше следовал логике палаццо, он
сделал бы парадную лестницу во внутреннем дворе, внутри двухъярусной аркады,
но тогда движение «завязло» бы в недрах этого неправильного блока. Виньоле
нужен был более мощный прием, чтобы
справиться с главным геометрическим
несоответствием – ренессансной перcпективы, центрально-осевой композиции и
слишком остро вписывающегося в нее
пятиугольника.


Изображение виллы
Фарнезе на французской
гравюре XVII века
Перспективный вид
с разрезом
Следуя тому, как это было сделано
в Риме, Виньола пробивает сквозь городок длинную прямую улицу, via recta,
с несколькими нанизанными на нее площадями, и даже обстраивает ее новыми
домами для придания большей регулярности – вилла получила собственную
перспективу и торжественный подход.
Следуя этой оси, посетитель подходит
к главному входу и попадает в огромный «дворцовый» вестибюль. Тут прямое
шествие заканчивается – дальше нужно
идти куда-то вбок, так как главная лестница, scala reggia, расположена не по
центральной оси здания, а в одном из
углов пентагона. То, что это пентагон, тут
же забываешь. Насколько кристальная
форма легко читается снаружи, настолько
же ты сразу дезориентирован внутри.
Тебя захватывает вихрь пространства,
залитого естественным светом, с торжественно-стремительным ритмом сдвоенных
колонн, с плавным ходом пологих ступеней (хозяин мог въезжать по ней
в свои аппартаменты верхом на лошади).
Лестница ведет на верхнюю галерею
внутреннего двора и в анфиладу залов,
идущую по периметру здания. Вектор
движения снова не ясен, пока из одного
из помещений не попадаешь в сады виллы
Фарнезе (один из первых примеров регулярной парковой планиметрии), где снова
центральная ось ведет вверх по склону,
примыкающему к вилле.
Ордерная винтовая лестница, придуманная Браманте для башни папского
дворца Бельведер в 1512 году, появляется у Виньолы в вилле Фарнезе как
прием, позволяющий обмануть вашу
интуицию пространства, мощной, неожиданной турбуленцией внутри здания
скрыть излишнюю угловатость его плана.
Ордер вообще довольно трудно помещается в винтовую лестницу (проблематика
винтовых лестниц в классике подробно
рассмотрена в ПК-VIII), неслучайно таких
примеров мало. Но именно эта рискованная игра способна сместить все пропорции
(колонны разной высоты и стоят на собственных архитравах), спутать векторы
движения.

Юбер Робер.
«Лестница дворца
Фарнезе в Капрароле»,
ок. 1764 г.
То, что вилла расположена не на
отдельностоящем холме, а вписана в сильный перепад рельефа, дало возможность
архитектору выстроить полноценную центральную ось ансамбля, символически
ведущую от дольнего мира к райскому
саду через жилище властителя, где, на
переходе из одного в другое, пространство
закручено неким волевым усилием.

Ордерная спираль
Виньолы дезориентирует
посетителя, меняет его
ощущение пространства
Лестница Браманте ассоциировалась у современников с пещерой – стены
лестничной башни Виньолы расписаны
гротесками, что поддерживало эту аллюзию. Однако сводчатое завершение башни
зрительно отчетливо отделено от стен
карнизом, что превращает его в полноценный классический купол. Виньола имел
в виду скорее дворцы античного Рима,
палатинские или Золотой дом Нерона,
представлявшиеся в то время неким
соединением чертога и пещеры. Обильное
вкрапление в гротески лилий (геральдической эмблемы Фарнезе) должно было,
в общей системе росписей виллы, прославляющих династию Фарнезе, в этом
помещении утвердить идею благородной преемственности, как бы поселив
кардинала среди императоров и патрициев. И этот образ вполне сложился – на
картине Юбера Робера, например, посетившего Капраролу через сто девяносто лет
после окончания строительства, лестница
Виньолы предстает уже как настоящая
величественная римская античность.

Стены и свод лестничной
башни (фрески Таддео
и Федерико Дзуккари)
Еще через двадцать лет, в 1782 году,
во время пребывания в Риме от виллы
Фарнезе пришел в восторг граф Северный, будущий император Павел I. С собой
в Россию он привез альбом с ее видами,
на одном из листов которого вилла была
помещена в перспективу Петербурга,
на то самое место, где позже был построен Михайловский замок. Но это было
одним из многих романтических мечтаний
Павла – шедевр Виньолы не прижился на
другой почве.
вверх
|
 |
|