|
|
Владимир Седов
Скала Санта в Риме
XXII-MMVII - 11.12.2007
Вид западного фасада
комплекса Скала Санта
Одним из чудес христианского Рима
является Скала Санта, Святая Лестница, расположенная на Латеранском
холме рядом с Латеранским дворцом
и знаменитой базиликой Иоанна Крестителя. Вместе с этими зданиями Скала
Санта образует сложный комплекс,
зримым центром которого теперь является египетский обелиск, поставленный
посреди площади в конце XVI века. На
этот обелиск направлены прямые улицы,
ведущие к Латерану от других святынь
города; подходя к нему ближе, человек оказывается в центре ансамбля из
нескольких зданий.
Обелиск на площади
Латерана
Между массивным прямоугольным
в плане объемом Латеранского дворца
и древнеримским акведуком обнаруживается еще один многосоставный объем – то
ли дворец, то ли церковь. В этом здании западная часть создана в
позднеренессансном стиле с очевидной оглядкой на
работы Микеланджело, с востока видна
более узкая и, очевидно, более древняя
часть, почти лишенная архитектурной
декорации, а еще восточнее расположена древняя, средневековая церковь,
к которой с юга приставлен «парадный»
эклектический фасад середины XIX века
со вставленной в него экседрой, в конхе
которой помещена мозаика в духе раннесредневековых мозаик Рима. Среди всего
этого нагромождения только западный
фасад представляется архитектурной
работой, но для верующих дело обстоит
иначе: весь комплекс является особо
почитаемым местом.
Общий вид комплекса
бывшего Патриархата,
с запада – Скала Санта
Дело в том, что этот конгломерат
построек скрывает две великие христианские святыни, реликварий в часовне
на втором этаже безликого сооружения
в середине композиции и саму расположенную в ренессансном западном объеме
Святую Лестницу, которая и дала название всему нынешнему зданию.
Вид на фасад Скала Санта
от Латеранского дворца
История этого здания и его святынь
достаточно сложна. Когда-то на этом
месте располагался Патриархат, папский
дворец, в котором Римские Папы жили
с IV по XIV век, от эпохи императора
Константина до периода Авиньонского
пленения пап (после Авиньона папы
«переехали» в Ватикан). В этом здании
на втором этаже расположена посвященная святому Лаврентию особая папская
капелла («Святая Святых», или «Sancta
Sanctorum») с огромным количеством
реликвий, помещенных в один драгоценный реликварий. Зал Патриархата,
в котором находится капелла, восходит, частично, еще к эпохе императора
Константина, то есть к IV веку. Однако
большая часть сохранившихся стен построена при папе Льве III (795–816), при
котором окончательно сложился комплекс
старого папского дворца на Латеране.
Нижняя галерея
В XIII веке, при папе Николае III
(1277–1281), впервые упоминаются три
мраморных портала из дворца претория в Иерусалиме, перенесенные в Рим,
вероятно, крестоносцами; эти порталы
были устроены так, что вели в «Святая
Святых» и в зал Совета Патриархата.
Порталы сами по себе были реликвией:
ведь они происходили из дворца, в котором прокуратор Иудеи Понтий Пилат
судил Христа. Тогда же или несколько
позже появилось предание о лестнице,
выломанной из развалин дворца претория в Иерусалиме и перевезенной в Рим
императрицей Еленой в 326 году – по
этой лестнице Иисус поднимался на суд
Пилата, на ней остались следы Его крови.
К середине XV века эта лестница из 28
мраморных ступеней, ведшая в зал Патриархата, затмила собой порталы и даже
реликварий капеллы Святого Лаврентия
и стала главной святыней дворца. В это
же время, вероятно, сложилась традиция подъема по мраморной лестнице на
коленях, сохранившаяся поныне. Как
эта лестница и этот подъем были оформлены архитектурно в XIII–XV веках, мы
не знаем: архитектурно-археологических
исследований остатков Патриархата до
сих пор не проводили. При папе Сиксте V
(1585–1590) была произведена большая
реконструкция, превратившая древний
дворец в нынешний санктуарий Святой
Лестницы. Папа решил разрушить Патриархат и переместить дворец ближе
к северному фасаду Латеранской базилики, вплотную к нему. Снос старого
дворца, сооружение площади с обелиском
на ней и возведение нового Латеранского дворца, ставшего летней резиденцией
пап, были осуществлены Доменико
Фонтана (1543–1607). Этот архитектор
Сикста V начал грандиозную перепланировку Рима, создав систему ориентиров
и направленных на них паломнических улиц. На Латеране он поставил
громадный и парадный по декору блок
Латеранского дворца с иглой «собирающего» лучи улиц египетского обелиска
перед фасадом.
Подъем лестниц из
нижней галереи.
Декорация стен
и скульптура – поздняя,
XIX в.
Остатки Патриархата, которые не
могли быть снесены из-за наличия в его
стенах Sancta Sanctorum, были сохранены папой и его архитектором, но для
архитектурного оформления святыни
их хаотичность была «систематизирована» с помощью крупной двухъярусной
пристройки, представляющей собой как
будто часть ренессансного палаццо, его
западный фасад. Это «палаццо» перекликалось с Латеранским дворцом, создавая
с ним вместе фрагмент несколько нерегулярной, но все же уже не стихийной
ренессансной площади. Для декорации
разделенной на два уровня пристройки
Фонтана использовал сдвоенные пилястры тосканского (внизу) и ионического
(вверху) ордеров, которые делят западный, главный фасад на пять прясел. Нижние
прясла заполнены арочной
аркадой с порталами, а в верхних пряслах прорезаны окна, обрамленные
маньеристическими дробными наличниками с лучковыми или треугольными
фронтонами.
В 1589 году Скала Санта перенесли
на новое место, причем монтировали
сверху вниз, чтобы не касаться ногами
ступеней. По проекту Фонтана она ведет
отныне к проему, открывающему вид
на драгоценный реликварий капеллы
Св. Лаврентия.
Верхняя галерея
с древним порталом
и «окошками»
в реликварий
Интерьер пристройки Доменико
Фонтана открывает оригинальное решение, придуманное этим незаурядным
архитектором для обрамления святыни,
которая сама по себе являлась архитектурой. Зодчий поместил старую мраморную
лестницу, перекрытую ползучим коробовым сводом, в центре композиции, а по
сторонам расположил еще четыре лестницы той же формы, ширины, высоты
и того же подъема. Внизу и вверху расположились сводчатые вестибюли, причем
в верхнем отдельные компартименты
соединяют мраморные порталы римского
времени, по преданию – те самые порталы из дворца Ирода, ставшего дворцом
прокуратора Иудеи, которые впервые
упомянуты в XIII веке.
Подъем по Святой
Лестнице
Получилось здание, пронизанное сакральной функциональностью,
даже не здание, а архитектурный чехол
для одной лестницы, устроенный путем
умножения этой лестницы, обрамления
ее при помощи повторения одной и той
же формы. Рациональный архитектор
Ренессанса предусмотрел и возможность
подъема на коленях по Святой, средней лестнице, и спуск по одной из боковых
лестниц, и вероятность быстрого подъема к капелле Лаврентия по тем же
боковым лестницам. Но достигнутый
эффект иконографического умножения
святыни был одновременно и рациональным, характерным для Возрождения,
и свидетельствовал об усилении маньеристических, предбарочных мистических
тенденций, выраженных архитектурно:
ведь здание, целиком состоящее из
лестниц, ведущих даже не в капеллу,
а к площадке перед этой закрытой для
служб капеллой, здание, пронизанное идеей святости лестницы, которая
выделена только композиционно, центральным положением, но не выделена
особыми формами, пышностью декора
или чем-то иным, – это здание превращается в таинственный ларец для лестницы.
Пять одинаковых лестниц со сводчатыми галереями внизу и наверху
определили образ интерьера постройки,
которая и стала отныне называться Скала
Санта. Расположенные восточнее старые
залы Патриархата и небольшая базилика
получили свои входы и функционально
составляют уже другое здание. Эти же
пять лестниц определили и двухъярусность фасадов всего западного объема,
и их членение на пять частей. В результате зритель не может не увидеть
пронизывающей здание рациональности:
функционального зонирования и организации внутренних «маршрутов»,
соответствия внутреннего устройства
и членений фасадов.
Одна из боковых лестниц:
вид снизу и сверху
Но за этой рациональностью
скрывается какой-то странный образ
шкатулки для святыни, предварительно
умноженной обрамляющими ее копиями.
Как будто для прославления архитектурной реликвии требовалось сделать ее
более обширной, более зрелищной и монументальной. В этом сказывается, как
говорилось выше, уже почти барочная
склонность к преувеличениям, к внешней
импозантности, направленной на создание волнующего образа.
Если же проследить стилевое отношение Доменико Фонтана к обрамляемой
святыне, то мы видим, что позднеренессансный архитектор и саму реликвию,
и ее новую оболочку решает комплексно,
в едином стиле, соответствующем стилю
времени и автора. Классицистическая
в основе архитектура Ренессанса не видит
других эпох, она старается все дополнить и поднять до уровня современности,
все решить в господствующих формах.
В результате включаемая в тело нового
здания архитектурная реликвия вплавляется в новый архитектурный ансамбль
как полноправная и даже не слишком
выделяющаяся по стилю архитектурная часть. Новый стиль в руках архитектора
Возрождения «одевает» равно старые
и новые части, он мыслится всеобщим,
неотменимым, даже непогрешимым.
А потому реликвия как будто растворяется в новом здании, входит составной
частью в обрамляющий ее ковчег.
вверх
|
|
|