приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Скала Санта в Риме
XXII-MMVII - 11.12.2007

Вид западного фасада комплекса Скала Санта

Одним из чудес христианского Рима является Скала Санта, Святая Лестница, расположенная на Латеранском холме рядом с Латеранским дворцом и знаменитой базиликой Иоанна Крестителя. Вместе с этими зданиями Скала Санта образует сложный комплекс, зримым центром которого теперь является египетский обелиск, поставленный посреди площади в конце XVI века. На этот обелиск направлены прямые улицы, ведущие к Латерану от других святынь города; подходя к нему ближе, человек оказывается в центре ансамбля из нескольких зданий.

Обелиск на площади Латерана

Между массивным прямоугольным в плане объемом Латеранского дворца и древнеримским акведуком обнаруживается еще один многосоставный объем – то ли дворец, то ли церковь. В этом здании западная часть создана в позднеренессансном стиле с очевидной оглядкой на работы Микеланджело, с востока видна более узкая и, очевидно, более древняя часть, почти лишенная архитектурной декорации, а еще восточнее расположена древняя, средневековая церковь, к которой с юга приставлен «парадный» эклектический фасад середины XIX века со вставленной в него экседрой, в конхе которой помещена мозаика в духе раннесредневековых мозаик Рима. Среди всего этого нагромождения только западный фасад представляется архитектурной работой, но для верующих дело обстоит иначе: весь комплекс является особо почитаемым местом.

Общий вид комплекса бывшего Патриархата, с запада – Скала Санта

Дело в том, что этот конгломерат построек скрывает две великие христианские святыни, реликварий в часовне на втором этаже безликого сооружения в середине композиции и саму расположенную в ренессансном западном объеме Святую Лестницу, которая и дала название всему нынешнему зданию.

Вид на фасад Скала Санта от Латеранского дворца

История этого здания и его святынь достаточно сложна. Когда-то на этом месте располагался Патриархат, папский дворец, в котором Римские Папы жили с IV по XIV век, от эпохи императора Константина до периода Авиньонского пленения пап (после Авиньона папы «переехали» в Ватикан). В этом здании на втором этаже расположена посвященная святому Лаврентию особая папская капелла («Святая Святых», или «Sancta Sanctorum») с огромным количеством реликвий, помещенных в один драгоценный реликварий. Зал Патриархата, в котором находится капелла, восходит, частично, еще к эпохе императора Константина, то есть к IV веку. Однако большая часть сохранившихся стен построена при папе Льве III (795–816), при котором окончательно сложился комплекс старого папского дворца на Латеране.

Нижняя галерея

В XIII веке, при папе Николае III (1277–1281), впервые упоминаются три мраморных портала из дворца претория в Иерусалиме, перенесенные в Рим, вероятно, крестоносцами; эти порталы были устроены так, что вели в «Святая Святых» и в зал Совета Патриархата. Порталы сами по себе были реликвией: ведь они происходили из дворца, в котором прокуратор Иудеи Понтий Пилат судил Христа. Тогда же или несколько позже появилось предание о лестнице, выломанной из развалин дворца претория в Иерусалиме и перевезенной в Рим императрицей Еленой в 326 году – по этой лестнице Иисус поднимался на суд Пилата, на ней остались следы Его крови. К середине XV века эта лестница из 28 мраморных ступеней, ведшая в зал Патриархата, затмила собой порталы и даже реликварий капеллы Святого Лаврентия и стала главной святыней дворца. В это же время, вероятно, сложилась традиция подъема по мраморной лестнице на коленях, сохранившаяся поныне. Как эта лестница и этот подъем были оформлены архитектурно в XIII–XV веках, мы не знаем: архитектурно-археологических исследований остатков Патриархата до сих пор не проводили. При папе Сиксте V (1585–1590) была произведена большая реконструкция, превратившая древний дворец в нынешний санктуарий Святой Лестницы. Папа решил разрушить Патриархат и переместить дворец ближе к северному фасаду Латеранской базилики, вплотную к нему. Снос старого дворца, сооружение площади с обелиском на ней и возведение нового Латеранского дворца, ставшего летней резиденцией пап, были осуществлены Доменико Фонтана (1543–1607). Этот архитектор Сикста V начал грандиозную перепланировку Рима, создав систему ориентиров и направленных на них паломнических улиц. На Латеране он поставил громадный и парадный по декору блок Латеранского дворца с иглой «собирающего» лучи улиц египетского обелиска перед фасадом.

Подъем лестниц из нижней галереи. Декорация стен и скульптура – поздняя, XIX в.

Остатки Патриархата, которые не могли быть снесены из-за наличия в его стенах Sancta Sanctorum, были сохранены папой и его архитектором, но для архитектурного оформления святыни их хаотичность была «систематизирована» с помощью крупной двухъярусной пристройки, представляющей собой как будто часть ренессансного палаццо, его западный фасад. Это «палаццо» перекликалось с Латеранским дворцом, создавая с ним вместе фрагмент несколько нерегулярной, но все же уже не стихийной ренессансной площади. Для декорации разделенной на два уровня пристройки Фонтана использовал сдвоенные пилястры тосканского (внизу) и ионического (вверху) ордеров, которые делят западный, главный фасад на пять прясел. Нижние прясла заполнены арочной аркадой с порталами, а в верхних пряслах прорезаны окна, обрамленные маньеристическими дробными наличниками с лучковыми или треугольными фронтонами.

В 1589 году Скала Санта перенесли на новое место, причем монтировали сверху вниз, чтобы не касаться ногами ступеней. По проекту Фонтана она ведет отныне к проему, открывающему вид на драгоценный реликварий капеллы Св. Лаврентия.

Верхняя галерея с древним порталом и «окошками» в реликварий

Интерьер пристройки Доменико Фонтана открывает оригинальное решение, придуманное этим незаурядным архитектором для обрамления святыни, которая сама по себе являлась архитектурой. Зодчий поместил старую мраморную лестницу, перекрытую ползучим коробовым сводом, в центре композиции, а по сторонам расположил еще четыре лестницы той же формы, ширины, высоты и того же подъема. Внизу и вверху расположились сводчатые вестибюли, причем в верхнем отдельные компартименты соединяют мраморные порталы римского времени, по преданию – те самые порталы из дворца Ирода, ставшего дворцом прокуратора Иудеи, которые впервые упомянуты в XIII веке.

Подъем по Святой Лестнице

Получилось здание, пронизанное сакральной функциональностью, даже не здание, а архитектурный чехол для одной лестницы, устроенный путем умножения этой лестницы, обрамления ее при помощи повторения одной и той же формы. Рациональный архитектор Ренессанса предусмотрел и возможность подъема на коленях по Святой, средней лестнице, и спуск по одной из боковых лестниц, и вероятность быстрого подъема к капелле Лаврентия по тем же боковым лестницам. Но достигнутый эффект иконографического умножения святыни был одновременно и рациональным, характерным для Возрождения, и свидетельствовал об усилении маньеристических, предбарочных мистических тенденций, выраженных архитектурно: ведь здание, целиком состоящее из лестниц, ведущих даже не в капеллу, а к площадке перед этой закрытой для служб капеллой, здание, пронизанное идеей святости лестницы, которая выделена только композиционно, центральным положением, но не выделена особыми формами, пышностью декора или чем-то иным, – это здание превращается в таинственный ларец для лестницы.

Пять одинаковых лестниц со сводчатыми галереями внизу и наверху определили образ интерьера постройки, которая и стала отныне называться Скала Санта. Расположенные восточнее старые залы Патриархата и небольшая базилика получили свои входы и функционально составляют уже другое здание. Эти же пять лестниц определили и двухъярусность фасадов всего западного объема, и их членение на пять частей. В результате зритель не может не увидеть пронизывающей здание рациональности: функционального зонирования и организации внутренних «маршрутов», соответствия внутреннего устройства и членений фасадов.

Одна из боковых лестниц: вид снизу и сверху

Но за этой рациональностью скрывается какой-то странный образ шкатулки для святыни, предварительно умноженной обрамляющими ее копиями. Как будто для прославления архитектурной реликвии требовалось сделать ее более обширной, более зрелищной и монументальной. В этом сказывается, как говорилось выше, уже почти барочная склонность к преувеличениям, к внешней импозантности, направленной на создание волнующего образа.

Если же проследить стилевое отношение Доменико Фонтана к обрамляемой святыне, то мы видим, что позднеренессансный архитектор и саму реликвию, и ее новую оболочку решает комплексно, в едином стиле, соответствующем стилю времени и автора. Классицистическая в основе архитектура Ренессанса не видит других эпох, она старается все дополнить и поднять до уровня современности, все решить в господствующих формах. В результате включаемая в тело нового здания архитектурная реликвия вплавляется в новый архитектурный ансамбль как полноправная и даже не слишком выделяющаяся по стилю архитектурная часть. Новый стиль в руках архитектора Возрождения «одевает» равно старые и новые части, он мыслится всеобщим, неотменимым, даже непогрешимым. А потому реликвия как будто растворяется в новом здании, входит составной частью в обрамляющий ее ковчег.

вверх

  Ответ / Реликвия

   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Григорий Ревзин
Нервный срыв профессора
   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Оксана Рудченко
Базилика Святого Дома в Лорето
   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Владимир Седов
Скала Санта в Риме
   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Владимир Седов
Павильон для траурного поезда Ленина
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна