|
|
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон
XII-MMIV - 31.10.2004
Общий вид с юго-запада,
от Парфенона
«Динамический» вид
с юго-западного угла
Решение, принятое архитектором
в Эрехтейоне (иногда думают, что это был
Мнесикл), крайне необычно для античности. В других случаях, когда внутри храма
было объединено две целлы или даже
более (храм в Делосе, Фигалийский храм),
цельность общей композиции сохранялась. Если же это не удавалось, то увеличивалось количество храмов. Так
произошло в Летооне в Ликии, где Лето
родила Аполлона и Артемиду. Там
каждого бога отмечает собственный храм –
так что получается ряд из трех храмов.
В основании каждого храма – кусок
«мемориальной» скалы. Никакого
смешения нет: жрецы и архитекторы
выстраивают цепочку из подобных
периптеров. Коммунальность подчинена
порядку прямоугольной композиции.
В Эрехтейоне различные святилища «выдавили» из читаемого прямоугольного
ядра дополнительные портики, создав
подчеркнуто проблемную и напряженную
композицию, которая воспринимается как
несколько периптеров, поставленных на
одно место, как бы проходящих друг
сквозь друга. Об Эрехтейоне написано
много, анализ его композиции – это тома,
но, как представляется, в этих анализах
особую роль сыграло время, когда они
делались – конец XIX – начало XX века.
Хотелось бы подчеркнуть, что перед нами
все же очень древняя архитектура,
с совершенно иными принципами архитектурного мышления, чем те, которые
возникли в конце XIX века.
Гравированное
изображение начала XIX
века, выполненное
английским художником
Эдвардом Додвеллом
В Эрехтейоне, на наш взгляд, нет ни
всефасадности, ни придуманного архитектором плавного кружения зрителя вокруг
храма с любованием постоянно меняющимися картинами. Нет здесь и эффектных
ракурсов, предугаданных архитектором.
Все эти термины и понятия продиктованы
нам уже эстетикой эклектики, виллами
и дачками стиля «неогрек». А в Эрехтейоне система уравновешивания масс и система «успокоения» была совершенно иной.
Античность знала только один способ
создания сакрального образа в архитектуре: это строго симметричная иерахическая
композиция. То есть строго фронтальный
взгляд на портик. Это не значит,
что в античности не смотрели под углом, –
всякое случалось, но такой вид не имел
эстетической легитимности. Чтобы понять
замысел храма, надо было представить
себе, как он выглядел фронтально, в упор,
а иной взгляд, сбоку, был попросту неправильным и оставался таковым до того
момента, пока в эпоху барокко итальянские сценографы не придумали «сцену
углом».
Фрагмент портика
кариатид
В принципе эта фронтальная система
предусматривает или существование
нескольких культов в рамках одного четко
очерченного храма, или постановку в ряд
нескольких храмов в рамках одного
комплекса. В любом случае зритель легко
находит ясно читаемую форму (простиль,
периптер и т.д.) и в ней различает
фронтальный и подчеркнуто «храмовый»
фасад, симметричный, иерархичный.
Архитектор Эрехтейона придумал иной
ход, но гармонизовал свою композицию
с помощью все той же симметричной
«храмовости». Он выделил основную
целлу (сколько в ней культов – выясняется только внутри), а выдвинувшийся
северный портик и выступивший из целлы
с юга портик кариатид он в какой-то
степени подчинил основному объему.
В любой точке зритель будто магнитом
привлекается к храмовому фасаду:
с ракурсной точки он стремится
переместиться так, чтобы «достроить» симметричность фасада храма, а с фронтальной точки зрения «видит» только
храмовый фасад, не замечая его несимметричной постановки (как в портике
кариатид или северном портике). Каждый
фасад получает свою сакральность
и выстраивает в каждом случае новую
фронтальность. В этом заключен композиционный метафоризм Эрехтейона.
Литература:
Павсаний. Описание Эллады. I. XXVI.
Публий Овидий Назон. Превращения. СПб., 1885.
Шуази О. История архитектуры. Т. I. М., 1935.
Брунов Н.И. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.
Henri Stierlin. Greece. From Mycenae to the
Parthenon. Taschen. 2001.
Молок Д.Ю. Мифология в архитектуре Эрехтейона.
К постановке проблемы // Архитектура и культура.
Ч. 2. М., 1990. С. 35-36.
<<вернуться
вверх
|
|
|