приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов   
Святилище 
Эрехтейон   
XII-MMIV - 31.10.2004

Общий вид с юго-запада, от Парфенона 
«Динамический» вид с юго-западного угла

Решение, принятое архитектором в Эрехтейоне (иногда думают, что это был Мнесикл), крайне необычно для античности. В других случаях, когда внутри храма было объединено две целлы или даже более (храм в Делосе, Фигалийский храм), цельность общей композиции сохранялась. Если же это не удавалось, то увеличивалось количество храмов. Так произошло в Летооне в Ликии, где Лето родила Аполлона и Артемиду. Там каждого бога отмечает собственный храм – так что получается ряд из трех храмов. В основании каждого храма – кусок «мемориальной» скалы. Никакого смешения нет: жрецы и архитекторы выстраивают цепочку из подобных периптеров. Коммунальность подчинена порядку прямоугольной композиции.

В Эрехтейоне различные святилища «выдавили» из читаемого прямоугольного ядра дополнительные портики, создав подчеркнуто проблемную и напряженную композицию, которая воспринимается как несколько периптеров, поставленных на одно место, как бы проходящих друг сквозь друга. Об Эрехтейоне написано много, анализ его композиции – это тома, но, как представляется, в этих анализах особую роль сыграло время, когда они делались – конец XIX – начало XX века. Хотелось бы подчеркнуть, что перед нами все же очень древняя архитектура, с совершенно иными принципами архитектурного мышления, чем те, которые возникли в конце XIX века.

Гравированное изображение начала XIX века, выполненное английским художником Эдвардом Додвеллом

В Эрехтейоне, на наш взгляд, нет ни всефасадности, ни придуманного архитектором плавного кружения зрителя вокруг храма с любованием постоянно меняющимися картинами. Нет здесь и эффектных ракурсов, предугаданных архитектором. Все эти термины и понятия продиктованы нам уже эстетикой эклектики, виллами и дачками стиля «неогрек». А в Эрехтейоне система уравновешивания масс и система «успокоения» была совершенно иной.

Античность знала только один способ создания сакрального образа в архитектуре: это строго симметричная иерахическая композиция. То есть строго фронтальный взгляд на портик. Это не значит, что в античности не смотрели под углом, – всякое случалось, но такой вид не имел эстетической легитимности. Чтобы понять замысел храма, надо было представить себе, как он выглядел фронтально, в упор, а иной взгляд, сбоку, был попросту неправильным и оставался таковым до того момента, пока в эпоху барокко итальянские сценографы не придумали «сцену углом».

Фрагмент портика кариатид

В принципе эта фронтальная система предусматривает или существование нескольких культов в рамках одного четко очерченного храма, или постановку в ряд нескольких храмов в рамках одного комплекса. В любом случае зритель легко находит ясно читаемую форму (простиль, периптер и т.д.) и в ней различает фронтальный и подчеркнуто «храмовый» фасад, симметричный, иерархичный. Архитектор Эрехтейона придумал иной ход, но гармонизовал свою композицию с помощью все той же симметричной «храмовости». Он выделил основную целлу (сколько в ней культов – выясняется только внутри), а выдвинувшийся северный портик и выступивший из целлы с юга портик кариатид он в какой-то степени подчинил основному объему. В любой точке зритель будто магнитом привлекается к храмовому фасаду: с ракурсной точки он стремится переместиться так, чтобы «достроить» симметричность фасада храма, а с фронтальной точки зрения «видит» только храмовый фасад, не замечая его несимметричной постановки (как в портике кариатид или северном портике). Каждый фасад получает свою сакральность и выстраивает в каждом случае новую фронтальность. В этом заключен композиционный метафоризм Эрехтейона.

Литература: 
Павсаний. Описание Эллады. I. XXVI.
Публий Овидий Назон. Превращения. СПб., 1885. 
Шуази О. История архитектуры. Т. I. М., 1935. 
Брунов Н.И. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973. 
Henri Stierlin. Greece. From Mycenae to the Parthenon. Taschen. 2001. 
Молок Д.Ю. Мифология в архитектуре Эрехтейона. К постановке проблемы // Архитектура и культура. Ч. 2. М., 1990. С. 35-36.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Покой и катарсис

   

  Ответ / Покой над хаосом

   

31.10.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон

   

31.10.2004 XII-MMIV
Дмитрий Швидковский 
Гульбище
Камеронова галерея

   

31.10.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Убежище
Мон Сен-Мишель

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна