приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов  
Святилище 
Эрехтейон  
XII-MMIV - 31.10.2004

Вид храма с запада, со стороны священной оливы

Упоминаемые мифы дошли до нас фрагментарно, а легендарные священные события восстанавливаются с большим трудом. Спор между двумя верховными богами, Афиной и Посейдоном, касался, как было сказано, прав на обладание Аттикой и права назвать будущий главный город Аттики своим именем и сопровождался чудесным созданием предметов в качестве аргументов. Посейдон ударил в скалу на будущем Акрополе трезубцем и создал колодец с водой, но вода эта оказалась солоноватой, больше морской, чем пресной. По другой версии он создал коня. Афина же ударила в скалу своим копьем и произвела «приносящую беловатые плоды маслину» (Овидий), гораздо более полезный предмет, который решил спор в пользу богини. Город прозвали Афинами в ее честь. Храм отмечает место произведения оливы из земли (с запада) и место колодца с водой, иссеченного проигравшим Посейдоном. Культ Посейдона, божества хтонического, таинственный и грозный – о чем говорят и колодец с соленой водой, и показываемый путникам след трезубца в скале.

Общий вид с юго-востока

К этому таинственному и мрачноватому культу прибавляется культ Эрехтея – легендарного царя Аттики, который, по преданию, установил в Афинах Панафинейские празднества и ввел в Аттике культуру пшеницы. Эрехтей, по имени которого и назван храм, был царем, тогда как Бут, святилище которого располагалось рядом со святилищем Эрехтея, был в то же время верховным жрецом. Этот самый Эрехтей был убит молнией Зевса по требованию Посейдона (по другой версии – самим морским богом) – за то, что сам убил его сына Эвмолпа. Эрехтей был внуком Эрихтония – таинственного первого царя Аттики, имевшего полузмеиное-получеловеческое тело и родившегося от Геи-Земли и семени Гефеста (отсюда – жертвенник Гефеста рядом с целлой Эрехтея, которого уже в древности путали с Эрихтонием). Эрихтоний, воспитанный самой Афиной, установил на Акрополе первую деревянную статую богини, он был похоронен на священном участке храма Афины – то есть где-то рядом с местом нынешнего Эрехтейона. В довершение упомянем культ Пандросы, тоже связанный с окрестностями Эрехтейона (ее храм был, видимо, на другой стороне дворика с оливой Афины). Эта дочь легендарного Кекропа вместе с сестрами должна была хранить данный Афиной ларец с младенцем Эрихтонием. Но Пандроса и ее сестры открыли ларец с таинственным полузмеем и за это были наказаны безумием. Исследователи мифов связывают Пандросу с древней хтонической Афиной.

Такое ощущение, что, начав создавать триумфальное святилище Акрополя, греки как бы смели в компактную кучку на обочине все существовавшие на этой территории местные культы и все их оформили одним храмом. В результате храм переполнен разными верованиями и событиями. Вот растет олива (она чудесным образом, по рассказу Геродота, переживает вторжение персов и гибель Акрополя в пожаре), вот место погребения полузмея Эрихтония, вот плещется колодец с морской водой, вот следы трезубца.

Восточный фасад. Реконструкция Стивенса

Эта перенасыщенность культами не поддается гармонизации. Семантику места невозможно описать средствами классической драмы, где каждый герой выходит в свое время, произносит положенную ему сюжетом речь, и все это вместе движется к разрешению катарсиса. Нити сюжета рвутся, путаются между собой, никакого разрешения не происходит. Больше всего это похоже на общую квартиру, где за одной стенкой ругаются Посейдон с Афиной, за другой, замирая от любопытства, лезут в запретный ящик Пандроса с сестрами, а в конце коридора живет внук той змеи, которая сидит в ящике. Это не Эсхил, а Зощенко, это не гармония, но хаос.

Нынешний Эрехтейон на месте «блестящего чертога Эрехтея» (Гомер) и многих последующих храмов, последний из которых был сожжен персами, был сооружен уже после блистательной эпохи Перикла. Эрехтейон строили уже в следующий, тревожный военный период, закончившийся поражением Афин в Пелопоннесской войне, причем его основание относится к краткой передышке так называемого Никиевого мира (421–415 гг. до н.э.). Далее следует перерыв, вызванный военной катастрофой афинского десанта в Сицилии (413 г. до н.э.), а некоторое улучшение военной обстановки для афинян после 410 г. позволило окончить строительство храма. Расцвет был уже позади, хотя современники этого еще не ощущали. Но пик был уже пройден, и в архитектуре тоже. По сравнению с формами Парфенона, формы Эрехтейона выглядят несколько перегруженными и подчеркнуто изящными одновременно. Высокая классика уже закончилась, впереди эллинизм.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Покой и катарсис

   

  Ответ / Покой над хаосом

   

31.10.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон

   

31.10.2004 XII-MMIV
Дмитрий Швидковский 
Гульбище
Камеронова галерея

   

31.10.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Убежище
Мон Сен-Мишель

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна