|
|
Школа
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина,
Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
XX-MMVI - 10.03.2007

Проект фасада палат в Москве (?) с партером перед ними. 1740–1750-е гг.
В московских чертежах видно стремление архитекторов приблизиться к личной
манере Растрелли и использовать все известные приемы отделки графических листов
– и раскраску, и отмывку, и сложные барочные картуши, и «обманки» с как будто
отбрасывающими тень булавками и с ложными «рельефными» накладками одного листа
на другой (с разрывами и загибами) – в пределах поверхности одного листа.
Особенно хорошо видна эта высокая манера в графике архитектора князя Дмитрия
Ухтомского – в созданном им альбоме с проектами построек подмосковной усадьбы
Трубецкого Нескучное. В публикуемых листах заметна способность зодчего работать
в разных манерах: в фасаде главного дома обращает на себя внимание прежде всего
деталировка в сочетании с живописностью целого (РI 178/9), тогда как в проекте
беседки (РI 178/21) видна уже типично барочная игра с обманками в сочетании с
намеренно прихотливыми линиями графики и мягкой раскраской. В некоторых планах,
совмещенных с фасадами (PI 178/13), мастер достигает практически живописного
эффекта – это уже столько же чертеж, сколько ведута.

Василий Обухов. Проект фасада ризницы Большого собора Донского монастыря в
Москве. 1748
Отдельные стороны, проявившиеся в комплексе в альбоме Ухтомского, можно
найти в других московских чертежах, но в каждом отдельном случае будет
преобладать только одна особенность, одна сторона: вместе они почти не
встречаются. Живописность в сочетании с деталировкой видны в листе 1748 г.
архитектора Василия Обухова с проектом фасада ризницы собора Донского монастыря
в Москве (РI 1132). В чертеже неизвестного архитектора с проектом фасада
барочных палат и планом части партера перед ними (РI 2792) удивляет по-московски
упрощенная версия растреллиевского барокко, изображенная искушенным в
графических ухищрениях мастером. План регулярного парка с помещенными на полях
фасадиками ограды, беседок и ворот (РI 2081) является такой же «обманкой», как и
некоторые листы из альбома Ухтомского (не его ли это работа?). А подробный план
московского Новоспасского монастыря с окрестностями, выполненный в 1751 г.
архитектором Иваном Розмысловым, поражает ювелирным исполнением, тонкими
градациями раскрасок и «обманками» в обрамлениях надписей и масштабной линейки –
это и архитектурная графика (план монастыря), и геодезический план, и серьезный
документ (экспликация), и развлечение (плат с заглавием, загнутые углы подписи,
«мраморная» рамка и фон масштабной линейки).

План регулярного парка с фасадами беседок, ворот и ограды. 1740–1750-е гг.
Конечно, не все чертежи развитого барокко были выполнены с такой же
тщательностью и на таком же высоком художественном уровне. Ученики больших
мастеров и провинциальные самоучки упрощали большой стиль и изысканные формы
графики. В результате появлялись такие наивные по исполнению «деловые» чертежи,
как план и фасад дома в подмосковной усадьбе Коньково, выполненный в 1766 г. и
снабженный подробнейшей экспликацией (РI 377). Впечатление застылости и даже
некоторой беспомощности (в пропорциях) дает лист с планом и южным фасадом
неизвестной церкви, скорее всего подмосковной, усадебной (РI 414). Но эти
понятные упущения и упрощения есть в каждом стиле, в каждую эпоху. В лучших же
чертежах развитого барокко видна изощренная графическая система, направленная на
максимальную информативность в сочетании с максимальной зрелищностью. Вероятно,
и того и другого требовала сама природа барокко, вступившего в России в середине
XVIII в. в высшую стадию своего развития.

Планы и фасад дома в усадьбе Коньково под Москвой. 1766

План и южный фасад неизвестного храма. 1740-1750-е гг.
<<вернуться
|
 |
|