приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Николевский классицизм в Москве
XIII-MMV - 27.03.2005

К.А.Тон
Малый театр. 1838–1840

Об этих мастерах в Москве не думали, своих мыслителей и ученых педантов, раздумывавших об античности, здесь практически не было, а потому при анализе архитектуры тридцатых и сороковых годов мы сталкиваемся не с сознательными акциями борцов за классику, а с глухим сопротивлением всего массива стиля классицизм-ампир – сопротивлением разрушению стилевых норм, отторжением новых форм, сопротивлением смертельно больного, желающего жить. Это сопротивление было вызвано неясным, но сильным ощущением неисчерпанности жизненных сил, то есть было подпитано инерцией в разных вариантах. Это была и инерция прошлых успехов самой архитектуры классицизма-ампира, и инерция политическая (сохранение империи, сохранение и продолжение режима Николая I), и даже инерция философская и эстетическая (ведь даже если готика, Византия или Ренессанс дают больше форм, то красоту и высший смысл античной классики никто из мыслителей еще не отменил).

Е.Д.Тюрин
Церковь при манеже Александринского дворца. 1830-е гг.

Е.Д.Тюрин
Балкон Александринского дворца. 1856

Все сказанное говорит о том, что в николаевском классицизме мы должны видеть стиль реакционный, который сопротивляется чему-то новому и революционному, не дает ему дорогу. Вместе с тем, это стиль инерционный, который продолжается потому, что «так еще можно», хотя и не видит пути вперед, не знает направления развития или не имеет его.

Ф.М.Шестаков
Церковь Троицы на Пятницком кладбище 1830–1835

Эти два определения можно рассматривать и как хронологические указатели: в 1830-е годы стиль был скорее реакционным, то есть предполагал некоторое противопоставление себя и первых эклектических опытов, тогда как в 1840-е и 1850-е годы он был скорее инерционным, поскольку не предлагал более никакого нового пути, а продолжал идти по уже сужающемуся старому. Речь идет, таким образом, об архитектурном направлении, которое уже всем надоело, которое не любит само себя, которое больно внутри себя и не может более придумывать новые формы, производя только старые или чуть-чуть подпитываясь новыми – из эклектического репертуара. Это направление провинциально и реакционно, инертно и традиционно. Все, что есть нового в Москве: лекции Грановского о Средневековье, дома и церкви Быковского, Гоголь и его окружение, кружок славянофилов с Хомяковым и Аксаковым во главе, историк Погодин, – все это глядит в сторону эклектики, в сторону неоготики, неоренессанса или русского (византийско-русского) стиля. Никто не высказывается в защиту классицизма, но он существует вопреки всему, что говорит о чрезвычайной живучести стиля как такового, а также о силе традиции и величине самого запаса приемов, отказаться от которых оказалось чрезвычайно сложно.

Часовня Александровского военного училища на углу Знаменки. 1830-е – 1840-е гг.

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе. 1833–1837

В истории классицистической архитектуры николаевского времени в Москве выделяются фигуры архитекторов Ф.М.Шестакова (1787–1836) и Е.Д.Тюрина (1796–ок. 1870). Талант первого развернулся еще в предшествующий, счастливый для ампира период (уже в 1830–1835 гг. он строит церковь Троицы на Пятницком кладбище, выдержанную абсолютно в ампирном вкусе), а в тридцатые годы он построил всего два примечательных здания: церковь Большое Вознесение (достройка существовавшего храма в 1831–1840) и церковь Сергия Радонежского в Рогожской (тоже достройка, 1834–1838). В первом храме особенно заметна разница между еще очень сочными и «живыми» ампирными боковыми портиками, сделанными О.Бове в 1830 г., и сухой и плоской декорацией вокруг арочных окон четверика и барабана. Весь объем как будто застывает в своей геометричности, а декор выглядит как плоскостная бумажная аппликация на картонной модели. То же ощущение испытываешь, глядя на церковь Сергия в Рогожской, где декор носит тот же сухой и сдержанный характер, а силуэт осложнен противопоставлением между тяжелым объемом храма и выразительным и более динамичным пятиглавием, достоверно принадлежащим Шестакову. Уже эти два здания говорят о наметившемся движении в сторону, с одной стороны, монументализации, а с другой – сухости и какой-то застывшей правильности декора. Ясно, что это движение несколько противоречиво, что показывает и творчество второго архитектора, Тюрина.

Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских. 1836–1839

Ф.М.Шестаков
Церковь Большое Вознесение. 1827–1840
Портики по сторонам – О.И.Бове, 1830

Тюрин демонстрирует только одну сторону из двух намеченных: монументализацию. Он не проявил себя сколько-нибудь ярко в 1820-е гг., как Шестаков, зато в 1830-е стал своеобразным лидером николаевского классицизма в Москве. В Петербурге тридцатых годов, помимо умножения казарменных фасадов и появления первых эклектических построек, был архитектор, который пытался придать ампиру новую выразительность, усилив его, снабдив его пластикой и внутренней волей. Это был П.С.Плавов (1794–1864), построивший парадную и торжественную лестницу Главного Управления Учреждений императрицы Марии (1834–1838) и массивную Обуховскую больницу (1835–1838) с ее монументальной лестницей и тонким, почти неогреческим, но все же еще ампирным декором на фасадах. То же направление, причем, по всей видимости, независимо от Плавова, взял в Москве Тюрин, из творений которого следует назвать, прежде всего, перестройку усадьбы Пашкова под Новое здание Московского университета на Моховой (1833–1836) и сооружение церкви Богоявления в Елохове (1837–1845).

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   

27.03.2005 XIII-MMV
Дмитрий Хмельницкий
Конец стиля.
К пятидесятилетию гибели сталинской архитектуры

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Николевский классицизм в Москве

   

 Школа - вещь

   

27.03.2005 XIII-MMV
Наталья Милюшина
Пробковые макеты эпохи классицизма

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна