|
|
Школа - объект
Марина Вдовиченко
Церковь Одигитрии в Вязьме
XI-MMIV - 30.07.2004
Церковь в Троице-Голенищеве. Шатровый
храм с двумя шатровыми
приделами. 1640-е гг.
Владимирская церковь
на Божедомке в Ярославле. 1670-е гг.
Не слишком умелое
подражание москвичам
Придуманное, по всей видимости,
в церкви Рождества в Путинках, трехшатровое завершение четверика является
производным от пятиглавого бесстолпного
храма. Для зодчих XVII в. увенчать
церковь несколькими миниатюрными
главами или небольшими, чаще декоративными, шатриками суть одинаковые
решения, смысл которых в возможности
вариации, в умножении количества самих
приемов. В бесстолпных храмах первой
половины XVII в. в целях создания
камерного пространства с приближенным
к молящемуся иконостасом четверик
вытягивается по оси север–юг. Продолговатый объем органичнее всего завершить
не пятью, а тремя (или двумя) поставленными в ряд главами. Кроме многоглавого
бесстолпного храма, в число прообразов
церквей с тремя шатрами попадают и
шатровые храмы с двумя симметричными
шатровыми же приделами, и известные по средневековым планам ворота
городских укреплений с двумя и тремя
невысокими шатрами, и многошатровое
венчание собора Василия Блаженного.
Устройство верха церкви Одигитрии
представляет собой промежуточный
вариант в переходе к широко распространенной композиции с глухими главами. Ее
средний барабан, выделенный размерами
и высотой, как и центральная глава храма
в Никитниках, открыт во внутреннее
пространство. Среди трехшатровых
памятников XVII в. средняя световая
глава больше нигде не встречается, да и
среди пятиглавых и трехглавых посадских
церквей такое решение – редкость.

Церковь Успения
в Алексеевском монастыре
в Угличе. Придельные
шатры сливаются с
центральным. 1630-е гг.
Объемное построение вяземской
церкви использует не только новаторские
приемы. Общая композиция с примкнувшими к четверику с флангов двумя
кубообразными приделами (трапезная
в современном виде появилась только
в XIX в.), пятью абсидами, выстроенными
по одной линии, известна и даже широко
распространена в годуновской архитектуре с конца XVI в.

Церковь Рождества
в Путинках в Москве.
Рубеж 1640-х и 1650-х гг.
На переднем плане –
придел Неопалимой
Купины
Трехшатровый силуэт
основной части церкви
Рождества в Путинках
В целом схема украшения здания
очень близка церкви Троицы в Никитниках, но в ней выделяются особенности,
позволяющие говорить о том, что вяземский храм построен немного позднее.
Арсенал декоративных форм и средств
церкви Одигитрии включает в себя практически все известные раннему периоду
узорочья элементы: как будто на ее
фасадах зодчие демонстрировали отличное
знание современных им архитектурных
украшений. Фасады четверика делятся
сдвоенными полуколонками, снабженными базами и капителями, на небольшие
гладкие прясла, сверху отсекаемые от
горки кокошников широким выделенным
антаблементом. Членения антаблемента
в русском прочтении – это архитрав в виде
гладкой полочки в обрамлении полувалов,
фриз, состоящий из ширинок с каплеобразными нишками, и сильно вынесенный
карниз, сформированный несколькими
профилями различных сечений. Декорация верха здания, дробная, многорядная,
насыщенная мелкими деталями,
демонстрирует, пожалуй, наивысшее
достижение узорочья в умении сокрыть
архитектурную плоскость. Здесь каждая
форма множится и повторяется бессчетное
количество раз. Трехрядная горка
некрупных килевидных кокошников
«в перебежку» дополняется венцами еще
более мелких кокошников в основании
трех восьмигранных барабанов. Сами
горки повторяются в завершении обоих
приделов, где их венчают миниатюрные
глухие главки на тонких барабанчиках.
Декорация трех основных барабанов
и завершающих их острых шатров
устроена по типу конструктора: стандартные детали сочленяются друг с другом,
образуя различные конфигурации. Все
детали происходят из декорации памятников 1640–1650-х гг., адаптировавших
каталог маньеристических форм первых
московско-кремлевских зданий.
Но в вяземском храме заметна усиленная
тенденция дробления и умножения форм:
кокошники уменьшаются в размерах и их
становится больше на каждом фасаде
(не 4, как ранее, а 7 по длинной стороне
четверика), увеличивается количество
прясел на продольных стенах, а также
измельчаются детали, украшающие верх
здания. Подобные процессы свойственны более поздней, развитой фазе стиля
узорочья, или завершающей стадии стиля
Алексея Михайловича.
Цельный, оригинальный архитектурный образ, созданный в вяземском
храме Одигитрии, никогда не был
повторен. Его пропорциональный строй
с исключительно гармоничным соотношением четверика, приделов, горки
кокошников и шатров и запоминающимся
силуэтом остается уникальным явлением,
хотя после него и было возведено еще
несколько трехшатровых храмов. Эта
церковь, возведенная в крохотном, разоренном войной бедном провинциальном
монастыре, оказывается чуть ли не самым
блестящим шатровым памятником
столичной архитектуры времени царя
Алексея Михайловича.
Избранная библиография:
Никифоров Ф., Неверович В. Историко-статистическое описание города Вязьмы и уезда его // Памятная
книжка Смоленской губернии на 1856 г. Смоленск,
1856. С. 29–89;
Макаревский А. Вяземский Свято-Предтечев монастырь // Памятная книжка Смоленской губернии
на 1859 г. Смоленск, 1859. С. 57–75;
Историко-статистическое описание Смоленской
епархии. СПб., 1864. С. 305–309;
Вяземские писцовые книги // Смоленские епархиальные ведомости. 1882. № 18–21;
Виноградов И.П. Исторический очерк города
Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). М., 1890. С. 42, 110;
Краткое описание Вяземского Иоанновского Свято-Предтечева монастыря // Смоленские епархиальные
ведомости. 1896. № 10;
Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси.
М., 1966. С. 86;
Архитектурные памятники Смоленской области:
Каталог. Кн. 1–2. М., 1987. С. 292–297;
Седов В.В. Церковь Георгия в Кожевниках в Муроме
// Уваровские чтения – III. Муром, 2001. С. 59;
Свод памятников архитектуры и монументального
искусства России. Смоленская область. М., 2001.
С. 333–334;
Седов В. Маньеризм первых Романовых // Проект
Классика. IV – MMII. С. 137–143.
<<вернуться
|
 |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
|