|
|
Школа
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

Церковь Успения в Торопце. 1777
Интерьер церкви Успения в Торопце
Сложные планы и прихотливые объемно-пространственные композиции
получают в Москве и Подмосковье довольно широкое распространение. В церкви Рождества
Богородицы (1764–1765) в усадьбе Тарычево Е.Н.Головиной овальный план осложнен
двумя прямоугольными выступами с запада и востока.
В 1766–1769 г.г. в Москве на Покровке возводится дом графа
М.Ф.Апраксина, в котором изгибающиеся выступы и
круглящиеся фронтоны приобретают такую вычурность,
которая оставляет далеко позади сдержанные формы
растреллиевских дворцов Воронцова и Строганова в
Петербурге. Ничего подобного дому Апраксиных в русской
жилой архитектуре XVIII в. обнаружить не удается, и
курватуры фасадов этого дворца остаются загадочным исключением даже на фоне всего
остального московского барочетто.

Церковь Воскресения в усадьбе Хатунь. 1785
И.Я.Яковлев. Крыльцо Казначейского корпуса Троице-Сергиевой Лавры. 1781
В Никольском храме (1768–1771) в усадьбе Даниловское князя И.Ф.Голицына план церкви Екатерины
на Всполье превращается в четырехлепестковый с мягкими
переходами от лепестка к лепестку. Похожий план,
но с выступающими между лепестками углами, имеет храм
Воскресения (1785) в усадьбе Хатунь графа А.Г.Орлова.
В Никольской церкви усадьбы Летово П.И.Бибикова появляется ротонда (внутри восьмилепестковая), к которой примыкает
пониженная ротонда алтаря. Наконец, сложнейший план с
акцентированными ризалитами по сторонам света и полукруглыми выступами на углах
встречаем в Спасской церкви (1760–1770-е гг.) усадьбы
Вороново графа И.И.Воронцова. Чуть более спокойные очертания тот же план обретает в
Успенской церкви в Торопце (1777), изящные формы
которой заставляют подозревать здесь работу какого-то
московского мастера.

Дом графа М.Ф.Апраксина на Покровке в Москве. 1766–1769
Деталь углового ризалита дома Апраксина
В объемно-пространственных композициях некоторых
памятников екатерининского барокко мы встречаем и
обращения к нарышкинскому стилю конца XVII века. Так, в
церкви Трех Святителей (кон. 1770-х гг.) в усадьбе Волынщи
на князя В.М.Долгорукова Крымского видим повторение
восьмилепесткового плана собора Высокопетровского
монастыря, а в церкви Всех Скорбящих (1760-е гг.) в
усадьбе Федоровское князя П.А.Шаховского (того же,
видимо, который построил дом на Маросейке) находим усложненное повторение композиции
собора московского Воздвиженского монастыря с его трехлепестковыми притворами. По всей
видимости, позднее барокко было способно обнаружить в
стиле почти вековой давности схожие тенденции и ввести
старые композиционные формы в круг приемов нового стиля.
<<вернуться
далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
 | |
|
| | |
|