приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Стиль неогрек в Москве
II-MMI - 16.12.2001


А.О. Гунст. Особняк на Проспекте Мира. Около 1900

Первая волна стиля неогрек была в большой степени связана с немецким, вероятнее всего, прусским влиянием, но получила вполне профессиональное и своеобразное воплощение. Эта волна соответствует не первой, романтической фазе эклектики, а второй, археологической, научной и позитивистской. Вместе с тем, само назначение большинства зданий - жилые особняки - делало невозможным прямое копирование (и копировать в целом дом было не с чего), а потому определенная свобода в компоновке плана и объемной композиции неизбежно вела к свободе в расположении фасадного декора. Не менее интересной была архитектура второй волны стиля неогрек, нахлынувшей на Москву в 1890-е годы и спавшей уже в 1900-е годы с наступлением модерна и, тем более, неоклассики. Истоки этой архитектуре менее ясны, но уже сейчас видно, что в формальном своем языке она использует многие приемы зарождающегося модерна. Вместе с тем, сами формы во многом стали суше и, при этом, отстраненнее и манернее. Если в первой фазе мы видим честную художественную стилизацию, то здесь мы имеем дело с обыгранной, холодно и критически осмысленной стилизацией, которую можно назвать "двойной стилизацией". Архитектор сам уже не верит в то, что это стиль греческий, или неогреческий, он играет по правилам, в которых этот стиль есть, он называется неогреческим и делается по известным и дающим достаточно творческой свободы законам. 


Р.И.Клейн (с использованием проекта П.С. Бойцова).
Музей изящных искусств. 1898-1912

Этот усталый и холодноватый вариант стиля отразился в двух заметных особянках: сооруженном архитектором К.Г.Трейманом доме в Денежном переулке, 16 (1899-1900) с очень сильно вынесенными карнизами и построенном А.О.Гунстом около 1900 года особняке на проспекте Мира, 22. с его обильным и сухим декором. Несколько более свободный характер имеет декор особняка, сооруженного А.Э.Эрихсоном в 1894 году в Гороховском переулке, 19 (1894-1898). Наиболее выразительный пример этого стиля - возведенный по проекту М.Ф.Бугровского особняк золотопромышленника Н.Д.Стахеева на Новой Басманной, 14 (1898-1899). Суховатый неогреческий декор фасадов здесь приобрел новое качество благодаря использованию натурального камня и холодной цементной штукатурки с резко очерченными деталями. Примерно тот же характер имеет декор особняка на Конюшковской улице. Характерной приметой этого времени является украшение аттиков, балконов и других частей зданий декором в виде наложенных прямого и косого крестов ("солнца"). Конец стиля рифмуется с его началом -- Новым Эрмитажем Кленце. Вторая волна стиля неогрек принесла в Москву не только украшения особняков, но и крупное и монументальное по декору музейное здание - Музей изящных искусств. Он был построен Р.И.Клейном в 1898-1912 годах на основе проекта П.С.Бойцова. Но если в варианте Бойцова здание было целиком выдержано в духе дорики, то Клейн заменил ордер на ионический, чем придал ему даже большую холодность и чопорность, подчеркнутую редким сочетанием в облицовке фасадов мрамора и гранита. Еще один музей в неогреческом стиле был сооружен по проекту П.С.Бойцова в Киеве - это Музей древностей и искусств (1897-1899), в котором суровая дорика преобладает (кажется, в основу здесь положен отмеченный в Москве эскизный проект Музея изящных искусств). 


М.Ф. Бугровский. Особняк Н.Д. Стахеева. 1898-1899

Музейные здания венчают развитие стиля неогрек в России - в них выражаются и его возможности в создании представительных сооружений и его засушенная, мумифицированная археологичность. С приходом модерна вторая волна стиля неогрек мгновенно сошла на нет (хотя следы ее видны в фасаде Купеческого клуба Иванова-Шица), и только московский Музей изящных искусств продолжал возводиться как памятник самому стилю, поражая тонкостью отделки и сухостью форм, не выдерживающих сравнения с живой пластикой неоклассицизма Фомина и Щуко.

<<вернуться

вверх

 Архив

   
 

16.12.2001 II-MMI
Владимир Седов
Стиль неогрек в Москве

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна