приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елена Гонсалес
Непослушная архитектура
Ярославский вокзал
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Оригинальный вид Ярославского вокзала. Фото начала XX в.

Существует архитектура, которая никак не хочет подчиняться правилам, придуманным для нее людьми. Сначала архитектор измысливает идеальное пространство, насыщает его деталями, украшает – и вот перед нами здание, равнопрекрасное внутри и снаружи. Увы, со временем оно перестает быть идеальным, и дело не в физических разрушениях, а в том, что жизнь «перерастает» платье архитектуры. И тогда – либо смерть, разрушение, либо – летаргический сон под колпаком Охраны памятников. Но уснуть не дает город – здание нужно ему, оно не может «выпасть» из его живой ткани, оно его артерия. И тут не властны никакие Законы, никакие Хартии – архитектура будет меняться. А вот как – зависит от того, кто будет менять.

План нижнего этажа

Такой «непослушной» архитектуры довольно много, но мы рассмотрим метаморфозы одного шедевра – любимого не только москвичами и не только ярославцами московского Ярославского вокзала.

Современная история вокзала началась в 1869 году, когда контрольный пакет акций Московско-Ярославской железной дороги перешел к Савве Ивановичу Мамонтову, который затем с 1878 до 1899 года являлся председателем ее правления. Будучи одновременно «председателем правления» абрамцевского кружка (В.М. и А.М. Васнецовы, М.А. Врубель, В.А. Серов, В.Д. Поленов, К.А. Коровин и многие другие), он не мог не использовать опыт примыкавшего к ним Федора Осиповича Шехтеля. В 1901 году Шехтель спроектировал и построил комплекс павильонов русского отдела на международной выставке в Глазго. Успех «неорусского стиля» требовал продолжения.

Колоннада Кекушева из лабрадора открыта в своем первоначальном объеме. Сегодня она – главная транзитная ось первого этажа

Расширение северного направления «путей сообщения» привело к необходимости реконструкции вокзала. В 1901 году был утвержден проект перестройки пассажирского здания, составленный Львом Николаевичем Кекушевым. Шехтель, удостоенный звания академика за павильоны в Глазго, был приглашен для корректировки проекта. Корректировка вылилась в новое здание, включившее в свой объем части старого вокзала, построенного Левестамом в 1862 году. Строительство велось в две очереди: в первую входила перестройка корпуса прибытия и боковых крыльев, во вторую – переустройство вестибюльной части здания. От проекта Л.Н. Кекушева сохранились колонны из лабрадора – опоры части второго этажа, нависающей над платформой отправления (ныне бывший перрон встроен в существующий зал ожидания).

В нарядной архитектуре Ярославского вокзала русский национальный модерн торжествовал. Синтетичность, свойственная югендштилю вообще, в северном варианте нашла крайне удачное воплощение: после экспедиции в Архангельск, Мурманск, Северную Норвегию, которую Мамонтов организовал для Коровина и Серова, Ярославский вокзал украсился серией превосходных работ. Шедевры – панно Коровина, выполненные для павильона «Русский Север» на Всероссийской выставке в Новгороде, переместились на фриз интерьера центрального зала. В помощь Коровину была приглашена группа молодых живописцев, в их числе Павел Кузнецов. Майолика на фасаде, изображающая флору и фауну Севера, была выполнена по рисункам Шехтеля также в Абрамцевской мастерской керамистом Ваулиным, изобретателем технологии обжига глазурей, в результате которого возникал знаменитый абрамцевский люстр. Внутри не было ничего случайного – в русле идей «тотального» делания были спроектированы скамьи, светильники, даже телефонные будки. Идеальное здание было закончено.

Увы, последовавшие исторические катаклизмы досадным образом мешали Ярославскому вокзалу жить по заложенной в него мастерами программе. Потоки беженцев по-прежнему любовались панно и майоликами, но вокзал уже готовился к новой жизни, сменив гербы трех городов на герб Советского Союза. В ходе второй пятилетки была произведена «социалистическая реконструкция железнодорожного узла»*. Вокзал подвергся решительной перепланировке. После разборки пристанционных путей в пространство между главным пассажирским зданием и боковыми крыльями был встроен одноэтажный каменный объем, предназначенный для зала транзитных пассажиров. Галерея Кекушева вдоль внутренней стороны северо-восточного крыла оказалась в зале ожидания. Новый зал был перекрыт железобетонным перекрытием с металлическим фонарем для освещения. Ввиду отсутствия достаточного финансирования, новую «красоту» не наводили, зато старую убрали: панно Коровина сняли**, деревянные панели облицовки стен удалили, светильники, выполненные по эскизам Шехтеля, заменили, скамьи и киоски выкинули.

В ходе реконструкции 1946–1947 гг. архитектор А.Н. Душкин и скульптор И.С. Ефимов вернули красоту в измененные ими интерьеры. Поверхность стены между пилястрами опорных прямоугольных столбов вестибюля была разделена поперечными выемками на клейма, в центре зала возникли четыре симметричные вертикальные композиции. В проемах между столбами Ефимов поместил под потолком аркообразные сквозные рельефы, изображающие рыбную ловлю, охоту на лося и медведя. Почти античные сцены из жизни трудящихся сменили сказочные мотивы русского модерна, сохранив, тем не менее, при этом поэтику русского Севера.

То ли жизнь трудящихся в Заполярье была не ахти, и они потянулись в Москву, то ли, наоборот, жители со всей России устремились на север, но, как следует из официальных источников, пассажиропотоки на этом направлении значительно возросли. Настолько, что в начале 60-х годов потребовалась очередная реконструкция. Главными ее итогами стали: разборка зала ожидания, встроенного между крыльями, и возведение взамен двухэтажного помещения, перекрытого железобетонными сводами-оболочками, и двухэтажная пристройка со стороны перрона для размещения зала для пригородных пассажиров. В проектном задании на реконструкцию Ярославского вокзала указывалось, что здание, построенное архитектором Шехтелем, «не представляет из себя единого композиционного замысла. Крылья здания вокзала, выполненные в стиле модерн с витиеватым грузным карнизом, со случайно расположенными проемами – безвкусны». Принимается решение: «запроектировать пристройку, которая соответствовала бы духу времени, новым прогрессивным конструкциям» (соответствие выразилось в большом стеклянном витраже, открывающем залы в сторону станции). Для увязки нового фасада со старыми предлагалось «карнизы и рустовку наружных стен крыльев сбить, а фасады облицевать керамической плиткой светлых тонов».

* Белоусов М.П., Иванов, Социалистическая реконструкция железнодорожного узла. М.И. М.-Л., 1933.
** Панно были переданы на хранение в Третьяковскую галерею.

далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Разговор наедине с собой
Дмитрий Бархин
Дома на Почтовой улице и улице Радио

     

 Здесь / проект

     
18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Павшинская набережная
Михаил Филиппов
     

 Здесь / реконструкция

     

31.08.2005 XIV-MMV
Елена Гонсалес
Непослушная архитектура
Ярославский вокзал

     
31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Неожиданная реконструкция
Манеж
     
31.08.2005 XIV-MMV
Павел Андреев:
«Мы не сделали ничего, что закрывало бы возможность сделать иначе – но иначе и быть не могло»
Манеж
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна