|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Павшинская набережная
Михаил Филиппов
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
Панорама Павшинской набережной с противоположного берега Москвы-реки
Проект Павшинской набережной Михаила Филиппова органично продолжает его
предшествующие работы – «Третий Рим» (1991), «Остров» (1997) и «Крымская
набережная» (2002). Архитектурный язык этого проекта уже полностью найден в них,
особенностью данного проекта является только наиболее последовательное
использование осевой композиции.
Генеральный план
Участок, для которого предназначался проект, располагается в пятистах метрах
от Московской кольцевой автодороги напротив торгово-выставочного комплекса «Крокус-Сити».
В этом месте изгиб Москвы-реки образует полуостров, который в основной своей
части застраивается в настоящее время типовыми домами Красногорска, напротив
полуострова позади «Крокус-Сити» Михаил Хазанов сегодня строит Дом правительства
Московской области.
Генеральный план
Проект словно специально создан для того, чтобы опровергнуть высказанное
нами в статье «Ось Хаоса»
положение о том, что набережная и ось – суть два противоположных
градостроительных приема, и в классическом градостроительстве одно не может
замещать другое. Михаил Филиппов предлагает схему из двух линий застройки (одна
высотой 4-5, вторая 8-10 этажей), и между ними располагает канал. Таким образом,
возникает композиция набережной и дублирующего ее канала, то есть ось становится
потоком.
Развертка набережной
На мой взгляд, перед нами нарушение классической логики города,
предполагающей, что ось есть сердцевина тверди, а набережная есть
граница-отражение. Это нарушение связано с общим духом «освежения» классического
языка, который Филиппов последовательно проводит в своем творчестве. Основным
источником этого «освежения» для него является живопись и графика,
соответственно, он пытается ввести в урбанистику максимальное число «картин», и
зеркало воды, создающее дополнительное пространство «отражений», представляется
ему органичной заменой скульптурной тверди декумануса римского
градостроительства.
Генеральный план
Единственным, но и вполне достаточным основанием этой модернизации
классического языка является эстетическая убедительность. Следует отдавать себе
отчет в том, что сам этот «город» Филиппова является собственно не городом, но
двумя ширмами, прикрывающими типовую застройку, наступающую со стороны
Красногорска, от Дома правительства Московской области. Это своего рода
классический фасад модернистского квартала, композиция которого вообще не имеет
отношения к категориям городской среды – это большие бараки в чистом поле.
Соответственно, внутренней оси этого города нечего выражать, город не имеет «плоти»,
достаточной, чтобы создать энергию центральной оси. Обе линии застройки сами по
себе являются «архитектурными куртинами». Природа этих двух линий застройки –
живописна, они должны образовать средний и дальний план в той классицистической
ведуте, которая откроется зрителю с противоположного берега реки. Соответственно
и ось, выражающая их сущность, оказывается не чем иным, как еще одним
архитектурным миражом.
Вид внутреннего канала, образуемого двумя линиями застройки
Разрезы
Попадание туда сопряжено с некоторым ощущением ирреальности. Строго говоря,
оси как таковой здесь не возникает – четко читаемая на плане, в реальности она
разрезается промежуточными элементами, фактически превращающими ее в череду
дворов. Каждый из них приобретает неожиданно камерный для столь парадной
композиции масштаб и избегает непреложности простой геометрической логики –
кажется, что перед нами не столько пафосное шествие по триумфальной прямой
декумануса, сколько любование хаотическими каналами-переулками Венеции в духе
Гварди. Отдадим должное мастерству иллюзии. Вживание в этот образ оказывается
неожиданно полным и острым, если учесть, что, поворачивая в одну подворотню, вы
оказываетесь в полях с 22-этажными бараками Красногорска, а в другую – перед
стеклянной башней хазановского Дома правительства.
|
|
|