приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Разговор наедине с собой
Дмитрий Бархин
Дома на Почтовой улице и улице Радио
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Общий вид дома на улице Радио («Туполев-плаза»)

Так или иначе, возник странный образ классической виллы, будто бы подвергшейся реконструкции. Будто главный дом сохранился, хотя и потребовал ремонта, а на месте служб возвели офисные корпуса. Компания «Бенеттон» любит обживать подобным образом рядовые виллы Венето, благо таковых в XVI-XVII веках там построено в десять раз больше, чем усадеб в Подмосковье. Но когда построена эта, псевдореконструированная с помощью стеклянных экранов?

Рисунок главного фасада
Рисунок бокового фасада
Авторская графика Дмитрия Бархина

Достаточно сложный вопрос. Когда рассматриваешь ее детали, опять же выполненные с какой-то торжествующей виртуозностью, то опознаешь их как безусловно ренессансные. То же касается и общего эффекта расположения ордерных деталей на неоштукатуренной кирпичной стене – позднее никакой классицизм не позволял себе такой варварской остроты. Однако общий пропорциональный строй виллы никак не может быть ренессансным. Обратите внимание на странных кариатид, до того изящных, что их галантно не решились нагружать каким-либо весом, а просто оставили на фасаде для украшения. Эта куртуазность свойственна никак не Ренессансу, а более поздним временам. А не странными ли вам кажутся эти фронтоны над окнами, которые как-то кокетливо маловаты? Такие чуть меньше, чем нужно фронтоны могло позволить себе французское рококо. Но оно, конечно же, никогда бы не позволило себе неоштукатуренных стен.

«Парковый», или «реконструированный», фасад

Если бы мне пришлось датировать такой дом, я предположил бы, что детали декора и сам дом созданы в разное время, причем дом – позднее. Ну, скажем, детали перенесены сюда с другого строения. Или, скажем, их изготовили под один проект, а использовали в другом. Ну, например, было в Москве в XVI веке итальянское подворье, и посол флорентийского герцога решил строить себе виллу и заказал дома архитектурные детали. А пока их делали да везли, он то ли сменился, то ли помер, и они сто пятьдесят лет пролежали во дворе. А потом дом все же решили построить, но побольше, попросторнее. И тут появился какой-то фантастический тонкач, архитектор, который использовал эти детали чрезвычайно рафинированно, тонко, вплоть до неоштукатуренных стен, воспроизвел фактуру позднего Ренессанса, но придал всему зданию едва уловимую куртуазность пропорционального строя, намекнув всем посвященным на последнюю французскую моду.

Отражение фасада «виллы» в остеклении окружающих корпусов

В каком-то смысле в обоих зданиях Бархин играет в одну и ту же игру. Он не просто строит классическое здание, он начинает какую-то замысловатую, очень изысканную и ученую игру с разными эпохами, как бы домысливая за архитекторов прошлого то, чего они почему-то не сделали (так у Баженова появляются римские античные базы), и сталкивая классические языки разных эпох. Баженов встречается с Палладио на Почтовой улице в Москве, французский архитектор достраивает дом из итальянских деталей через сто пятьдесят лет после того, как эти детали сделали, а потом все это переделывается под исследовательский центр «Бенеттона» на улице Радио. При том, что Бархин тщательно следит за общей согласованностью композиции, его дома оказываются какими-то странными раритетами, не то чтобы невозможными в рамках классического архитектурного языка, но возможными в каких-то крайне удивительных условиях.

Кариатида на фоне кирпичной облицовки
Детали главного фасада

Из всех московских классицистов Бархин, пожалуй, в наибольшей степени «профессор». Он говорит очень правильным классическим языком, не позволяя себе ни помпейских фантазий Михаила Белова, ни пиранезианской деструкции Михаила Филиппова, ни эклектического засушивания формы Ильи Уткина. В этом смысле, казалось бы, он в наименьшей степени способен сказать что-то про себя, про свое время – только про свое знание прошлого. Но мне кажется, что в этих двух домах сказано довольно много.

Понимаете, они выглядят так, будто их построил очень давно какой-то эрудит, занесенный в крайне далекие от классики пространства. Скажем, из Италии в дебри Амазонки. Он играет сам с собой в сложную игру ассоциаций и столкновений, заставляя на своих фасадах высказываться своих тайных постоянных собеседников – Палладио, Баженова, французское рококо и итальянский маньеризм. И они беседуют, как атланты и кариатиды на фасадах Растрелли. Их разговора никто не понимает, кроме него самого, но это его мало смущает. Оказавшись в своей далекой тмутаракани, он упоен самой возможностью с ними поговорить. Мне кажется, что именно это чувство Бархина и переполняет. Он и ощущает себя эрудитом классики, занесенным только не в географическую, а во временную тмутаракань, бесконечно удаленную от классики. И это вполне современное мироощущение.

<<вернуться

вверх

 Здесь / постройка

     

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Разговор наедине с собой
Дмитрий Бархин
Дома на Почтовой улице и улице Радио

     

 Здесь / проект

     
18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Павшинская набережная
Михаил Филиппов
     

 Здесь / реконструкция

     

31.08.2005 XIV-MMV
Елена Гонсалес
Непослушная архитектура
Ярославский вокзал

     
31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Неожиданная реконструкция
Манеж
     
31.08.2005 XIV-MMV
Павел Андреев:
«Мы не сделали ничего, что закрывало бы возможность сделать иначе – но иначе и быть не могло»
Манеж
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна