приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко
VII-MMIII - 03.06.2003

Ар деко тем самым является нечем иным, как разрешением обратиться к сталинской архитектуре. В принципе, ситуация напоминает обращение к конструктивизму, оцененному и продолженному, после того как оказалось, что он высоко оценивается западными архитекторами и критиками. Со времен сталинского времени русская школа настолько прочно стала провинциальной, что без разрешения с Запада сама ничего не начинает и никуда не ходит. Антикварный и искусствоведческий интерес к ар деко в Европе и Америке оказался новым западным пропуском к родным осинам.

Есть, однако же, одно существенное отличие от обращения к конструктивизму. И конструктивизм, и функционализм 1960-х – архитектура жизнестроительная, идеологическая. ар деко – стиль принципиально не идеологичный. Это стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы и качество отделки в нем уравниваются – и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит. Это стиль не жизнестроительный, а стиль украшения жизни, он обладает качествами очень прямой выразительности, основанной на своеобразном тщеславии нобилитета – он демонстрирует деньги, которых стоит.

Двери в стилистике ар деко становятся смысловым и художественным акцентом в интерьерах, выполненных Дмитрием Долгим и его коллегами. Мебель, созданную архитектором всегда можно отличить по особой тектоничности и цельности объема. Внятность стилевого высказывания соединяется с высочайшим качеством в предметах, сделанных в мастерской Долгого

В этом смысле я не считаю, что сталинскую архитектуру можно безоговорочно вписать в ар деко. Архитектура Щусева, Иофана, Душкина, Власова устроена на принципиально иных основаниях. Все они озабочены проблемой создания «истинной» архитектуры, безусловного художественного решения, все они создают своего рода магическую архитектурную форму, которая в силу своего влияния на психологию должна перестроить сознание людей и приблизить их к светлому завтра. Вавилонские и ассирийские формы встречаются и в советской, и в английской, и в американской версии ар деко, но есть разница между кинотеатром, казино и мавзолеем Ленина. Они по-разному работают, требования к архитектурной форме в советском контексте принципиально иные. Формы ар деко, попадая в контекст советской архитектуры, приобретают совершенно не свойственную им на Западе серьезность, сосредоточенность, мистичность. В этом, собственно, и заключается жутковатое обаяние сталинской версии стиля 1930-х.

Понять эту архитектуру как ар деко – значит убрать из нее это основание, которое определяет логику построения архитектурной композиции. Но это размышления об истории архитектуры. Говоря же о современности, можно сказать, что именно внеидеологичность, открытость ар деко к простой радости от богатства является тем основанием, которое позволяет ему войти в современность. Западный пропуск здесь накладывается на современную российскую ситуацию, которая остро требует облегчения русской истории ХХ века. Определение сталинской архитектуры как ар деко оказывается как раз такой облегченной альтернативой, версией истории, пусть сомнительной, но крайне притягательной. Согласитесь, приятнее думать, что прошлое нам составили не палачи и фанатики, но аристократы с состоянием и вкусом, знавшие толк и в украшении стен майоликами и тисненой кожей, и в стильных электрических светильниках, латунных лифтах и умопомрачительной сантехнике.

Этот гедонизм как-то подозрительно неглубок, но бывает так, что глубины и не требуется. Напротив, полезно на какое-то время отделаться от многомыслия. Советская архитектура породила два очень мощных, очень идеологизированных стиля – неоклассику и конструктивизм – и в течение долгого времени каждое, даже вполне незаметное направление в русской архитектуре (типа «нового брутализма» 1960-х) стремилось обзавестись какой ни есть идеологической поддержкой. Возвращение ар деко есть симптом выздоровления от идеологичности архитектуры.

Это стиль, за которым не стоит никакой идеологии, кроме любования роскошью. Проблема только в том, что для этого любования действительно необходима роскошь. Пока же все названные нами здания скорее обозначают нам эту возможность тривиальной штукатуркой не очень уверенных деталей, чем действительно ее реализуют.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна