|
|
Современная классика
Николай Малинин
фото Юрия Пальмина
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда
VII-MMIII - 03.06.2003
Жилой дом «Стольник»
Малый Левшинский переулок, 5, Москва
Архитектурное бюро «А-Б»
Архитекторы: Андрей Савин, Михаил Лабазов, Андрей Чельцов,
Максим Коган, Александр Вейс, Константин Поспелов
Конструктор: Александр Бочков
Заказчик: ЗАО «Стольный Град»
2002

Представляя в пятом номере нашего журнала жилой дом в Молочном переулке,
построенный бюро «Меганом», мы назвали его нечаянным манифестом нового
поколения. Построенный в «заповедных переулках Остоженки», он никак не
реагирует на морфотипы окружающей застройки, но реабилитирует возможность
формы как таковой, опираясь при этом на вполне классицистическую схему: циркумференция и парадный газон перед ней.
Не успели мы подивиться этому дому, как поспел следующий манифест.

Строгий модернизм заднего фасада оттеняет
декоративный «наворот» «коринфской капители»
главного
И куда более радикальный. Он построен неподалеку, в не менее
заповедных переулках Арбата, сделан столь же качественно, так же несет в себе
память о классических принципах организации пространства, но являет
собою гораздо более жесткий вызов среде.

Генеральный план участка
Среда – Малый Лёвшинский переулок и окрестности – принадлежит
(наряду, скажем, с Патриаршими прудами) к разряду «культовых». Арбатские переулки – главнейший московский
миф, сотканный из богатого культурного прошлого («здесь когда-то Пушкин жил,
Пушкин с Вяземским дружил»), легкого налета оппозиционности (стрельцы, бояре,
Окуджава), причудливой топографии (Кривоарбатский да Кривоникольский),
ореола престижности (дворяне, миллионеры начала века, члены ЦК, новые
русские). В реальности это привычный московский центр, где намешаны классические особняки, доходные дома модерна,
цековские башни 80-х, а также совсем тусклые домики советской эпохи. Один
из которых – послевоенная пятиэтажка, стоящая «покоем» наискосок от нашего
дома, с оградой и обширным двором – задает всему переулку эдакий усадебно-домашний образ. Подобная домашность
считается одной из определяющих ценностей Москвы, из пиетета к ней вырос
«средовой принцип», определявший все последнее десятилетие градостроительную
политику в центре.
далее>>
|
 |
|