приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Николай Малинин
фото Юрия Пальмина
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда
VII-MMIII - 03.06.2003

Обнаружить в тихом и скромном Левшинском переулке такой разлет крыльев – это почти шок

Архитектура же дома в Лёвшинском не мотивирована ничем. Ни его форма, ни детали, ни материалы никак не связаны с окружением. Это взрыв, для меня сравнимый если не с музеем в Бильбао Фрэнка Гери, то уж с Хааз-хаусом Ханса Холляйна – точно. Правда, границы этого взрыва очерчены довольно строго. За красную линию дом не вылезает, и по высоте (да и по массе) он вполне соотносим с соседним домом начала века. И тем не менее, диссонанс очевиден. Масштаб дома не переулочный: хоть он и загнан «под обрез», из спускающихся к Пречистенке переулков выглядит так, словно «вырос гриб лиловый, и кончилась земля». Материалы – стекло, металл, гранит – тоже плохо вяжутся с бедностью окрестной фактуры. Ни с какими приметами окружающей архитектуры (эркеры одного соседа, балкончики другого) не рифмуется. Не брат он не только тому, что есть, но и тому, что будет – строящемуся, например, на углу с Большим Лёвшинским вполне классицистскому жилому дому Ильи Уткина (по-риэлторски – «Дворянское гнездо»). Но самое главное, конечно, форма. Как бы дом ни укладывался в пресловутый бассейн визуальных связей, образ его все равно слишком активен и экстравагантен для этого тихого места. 

Нечастые примеры подобной радикальности иногда еще объясняют изгибом переулка, требованиями инсоляции, открывающимся где-то там видом на храм, на худой конец – трассами сетей. Тут же ничего такого нет. То есть, мы имеем вызов городу в чистом виде. Что, может быть, замечательно в нынешней парадигме постепенного отхода от средового принципа (среду все равно не спасли и блестящей архитектуры не получили), но все равно не дает ответа, почему именно так.

Поэтажные планы, фасады, разрез

Мало того что форма здания явно обусловлена не местом, она не особенно мотивирована и функционально. Здание не слишком похоже на жилой дом. И дело даже не в материалах: перебор стекла, например, в жилье нынче наблюдается повсеместно – взять кубасовский дом у метро «Кунцевская», башни Фельдмана на проспекте Жукова, дома «Архиздрава» на Ленинском. Дело опять-таки в форме. Дом настойчиво требует обратить на себя внимание, он кричит. А это свойство архитектуры совсем иного назначения. Таким полагается быть музею современного искусства, театру, магазину. И если искать в истории мировой архитектуры какие-то аналоги нашему дому, то ими как раз и окажутся: клуб Русакова, филармония Шаруна, сиднейский Оперный театр. Приходит на ум и что-то из экспрессионизма: башня Эйнштейна, мендельсоновский же проект завода «Красное знамя».

Или что-то более позднее: капелла в Роншане, храм в Такарацука. Из жилья – разве что шаруновская вилла Шминке в Любау да его же комплекс «Ромео и Джульетта» в Штутгарте.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна