приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Путь к фасаду
VII-MMIII - 03.06.2003

Жилой дом по Филипповскому переулку, 13
Проектирование 1998–2003
Автор ппроекта Михаил Белов
Разработка проекта и рабочее проектирование ОАО «Стройпроект»
Ген. директор Куцый М.Б.
ГАП Казаков О.Ф.
ГИП Хачатуров Ю.К.

Два варианта фасада дома Михаила Белова. Модернистский 1997, помпейский 2003. По мнению журнала «ПК» движение от первого ко второму – существенный успех, по мнению автора – вынужденное поражение

Михаил Белов рассказал ужасную историю про этот проект.

В 1997 году одни заказчики обратились к нему, и он спроектировал один дом с архитектурой острой и современной. Дом прошел все согласования, началось строительство, но потом дрязги с местными жителями и профессональные интриги дошли до такого уровня, что заказчики предпочли продать дом вместе с проектом. Появились другие, которым очень не нравились современные фасады. Они поставили Белова перед тяжелым выбором – либо уйти из проекта, либо переделать фасады. И он нарисовал «помпейский фасад», который всех удовлетворил, кроме него.

Насколько вообще можно смутить Белова, он был смущен этой историей, рассматривал свой помпейский фасад как наступление реакции и отступление от принципов, одновременно подчеркивая, что сам он никогда не привязывался к одному стилю, что во всем его творчестве была как современная, так и не современная архитектура, что вообще современная архитектура – это та, которая строится сегодня, и он не понимает, почему он обязан не делать помпейский стиль из-за догм, которых он не разделяет. В общем, чувствовалось, что здесь какая-то
трагедия. 

Так бывает, что мнение критика мало совпадает с реальным положением дел, можно даже сказать, что так бывает постоянно, но редко чтобы до такой степени. Я был очарован помпейским фасадом, мне он нравился гораздо больше, чем изначальная острая и современная композиция, показался гораздо более продуманным и проработанным, и в целом произвел на меня впечатление большой творческой удачи, а вовсе не паллиативом, вымученным под гнетом обстоятельств. Я даже больше скажу, мне показалось, что вся работа над этим домом являлась очень последовательным движением к этому помпейскому фасаду, и именно поэтому он получился таким качественным.

Разрез по внутреннему двору; план. На пути от модернистского фасада к помпейскому общая структура дома не поменялась

Смею надеяться, что я тоже руководствуюсь здесь не догмой журнала «Проект Классика» в соответствии с которой, якобы, любой классический фасад лучше любого модернистского. Мне кажется, произошло вот что.

Затея первого, «допомпейского» фасада довольно проста. В сущности, перед нами очень четкий, симметричный «классический» дом с центральным проемом «триумфальной арки», двумя ризалитами и зоной карниза со своими четырьмя ризалитами. В эту композицию вносится сдвиг – проем подворотни проходит в левой части «триумфальной арки», отсюда – для утяжеления – левый ризалит становится шире на один оконный проем, отсюда – для уравновешивания – крайне правый ризалит венчания становится шире на одно окно. Упражнение на тему «сложно уравновешенной гармонии». Эти сдвиги имеют некоторый смысл из-за «фонового» положения дома, фасад воспринимается не фронтально, а при движении вдоль него по Филипповскому переулку, соответственно вместо одной симметричной картинки мы имеем последовательность неких визуальных фактов, следующих один за другим во времени – масса – устои – провал – утяжеленная масса (если идти к Арбату). Это – пластическая тема. Несущей конструкцией этой темы оказывается структуралистская сетка. Белов сочиняет как бы два дома, наплывающие один на другой, первый, внешний – серого бетона, он отвечает за «массу», второй, глубинный – облицованный синей плиткой, своего рода фон, на котором проявляется структура «массы» – элементарная сетка тяжелых балок и стоек.

В вестибюле, разделенном на «синюю» и «красную» зоны, Михаил Белов ввел в архитектуру реплики с полотен Матисса. Художественное решение резко усложнилось, возникла уникальная пространственная игра цвета, которая, в конце концов, заставила ожить красно-синие «помпейские» фрески на фасаде

Я предпринимаю этот элементарный и довольно занудный формальный анализ просто для того, чтобы показать, что структура этого фасада проста, что сам он довольно элементарен. Последние три-четыре года такие фасады стали у нас «хорошим тоном», наши лучшие «современники» – Скокан, Плоткин, Хазанов – проектируют их много и с большим или меньшим успехом реализуют, и в этом ряду беловский – не лучший. Он не слишком интересно спропорционирован, не слишком отыгран – в нем есть элемент необязательности композиции «рядового» дома – достойно, но не более. Показательно, что на одной из перспектив Белов вешает на дом флаг, который вроде бы должен придать дому образ корабля, а по сути компенсирует его заурядность тряпочкой для привлечения внимания.

далее>>

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна