приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Ирина Шипова
Новая берлинская классика
V-MMII - 31.12.2002

Как можно было уже заметить, умение дать объекту красивое имя характерно для Берлина. Как и то, что имя это ничего общего с самим объектом чаще всего не имеет. Пример тому – «Парк-колоннады» на Потсдамерплац. И если парк может быть когда-нибудь еще зашелестит листвой в этом, одном из самых урбанистических уголков Берлина (что сегодня еще довольно трудно представить, даже глядя на одинокие сосны, засаженные в каменистый грунт внутренних дворов), то уж из приземистых, прямоугольных в разрезе столбиков, с трех сторон облицованных желтоватым песчаником, явно уже никогда не прорастут изящные колонны. Хотя, видимо, именно благодаря образуемому этими столбиками тоннелю, прорезающему первый этаж, комплекс и получил звучное имя «колоннады».

Альдо Росси (Aldo Rossi).
Комплекс на Шютценштрассе. 1995–1997
Хельмут Ян (Helmut Jahn).
«Сони-центр».
1995–2000

Комплекс объединяет пять зданий. Первое – стеклянный 12-этажный цилиндр (архитектор Швегер), стоящий непосредственно на Потсдамерплац и стилистически в большей степени связанный с ансамблем площади, образуемым тремя небоскребами (Ренцо Пьяно, Ханса Колхоффа и Хельмута Яна), чем с самими «колоннадами». На его месте стояло когда-то одно из самых популярных в Берлине зданий, построенное в 1911–12 гг. и разрушенное во время войны, – развлекательный комплекс и кафе «Haus Vaterland». Однако отдаленное напоминание о нем можно усмотреть лишь в скругленности формы, во всем остальном – ни малейшего намека на архитектурные мемуары. В то же время в примыкающих к цилиндрическому объему четырех других корпусах «колоннад», лишенных конкретной исторической подоплеки, затевается довольно странный диалог с прошлым.

Решенные в единой стилистике (разработанной Джорджио Грасси), хотя и построенные разными архитекторами (корпус 2, 3 – Джорджио Грасси, 4 – Юрген Саваде, 5 – Динер и Динер), облицованные красным кирпичом здания имеют Н-образные или П-образные планы, апеллирующие к традиционным формам дома с ризалитами. Жесткая симметричность композиции подчеркивается выделением центральной части за счет большего количества этажей или облицовкой желтоватым шлифованным песчаником с введением ордерных элементов – карнизов, пилястр, замковых камней. Правда, элементы эти решены так плоскостно и формально, что являются скорее многократно повторяемым знаком, символом классического декора, нежели им самим.

По словам Грасси, в его задачу входило создать в этом комплексе архитектурный переход от жилого района Кройцберг с исторически сложившейся плотной застройкой к ультрасовременным новостройкам Потсдамерплац. Переход получился довольно странным. «Традиционно берлинские» планы и отделочные материалы, а также ордерный декор не сплавляются в единое целое. Кирпичные фасады с бесконечно повторяемым раппортом квадратных окон напоминают скорее индустриальную архитектуру начала ХХ века, чем городскую усадьбу. Все слишком квадратно и безжизненно. Трудно дать этой архитектуре стилистическое определение. Ее уже нельзя упрекнуть в модернизме, для постмодернизма – поздновато и слишком постно, на настоящий «традиционализм» тоже пока не тянет, хотя желание создать его очевидно. Комплекс Грасси воспринимается скорее как материализованное в камне «озвучивание» риэлторских рекламных проспектов, обещающих добротность и респектабельность, помноженные на многовековые традиции. Эта архитектура респектабельности постепенно выступает из тени «больших проектов» модернистского Берлина.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Изнутри – наружу

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Театр на перепутье

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов:
Не надо соревноваться с вечностью

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет

     

31.12.2002 V-MMII
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»

     

31.12.2002 V-MMII
Ирина Шипова
Новая берлинская классика

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна