приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Театр на перепутье
V-MMII - 31.12.2002

Реконструкция и реставрация Государственного академического Большого театра. Москва
Архитекторы: Михаил Белов, Михаил Хазанов, Никита Шангин
при участии Дмитрия Размахнина, Ольги Березовской, Марии Величкиной
Конструктор: Нодар Канчели
Институт «Курортпроект»

Современное состояние здания Большого театра

В сентябре в Венеции откроется VIII архитектурная биеннале. Россия представляет на выставке проект куратора Давида Саркисяна «Два театра». Его архитектурным материалом являются реконструкции двух театров – Большого и Мариинского. Проект реконструкции Мариинского театра, созданный американским архитектором Эриком Моссом, мы публиковали в предыдущем номере «Проект Классика». Теперь очередь Большого.

В отличие от проекта Мариинского, который просто отвергнут, проект реконструкции Большого более или менее принят к исполнению. Но именно «более или менее». Это не столько завершенный проект, сколько процесс постоянной смены завершенных проектов.

Один из вариантов реконструкции Большого театра – «Золотая клетка» Михаила Белова

Михаил Хазанов и Михаил Белов выиграли тендер на реконструкцию в 1999 году. С тех пор изменилось многое – сменилось руководство театра, сменилось руководство страны, изменилась концепция центральной зоны Москвы.

Большой театр – это национальный символ, поэтому любые смены власти отражаются на нем, а любые изменения в символе болезненно воспринимаются общественностью. В течение трех лет не удается решить, что у нас национальное достояние – здание театра, которое является архитектурным памятником федерального значения, или театральный организм, оперная и балетная труппа, и 300 спектаклей в год, которые здесь ставятся.

Обе точки зрения имеют солидную художественную, общественную и юридическую поддержку, и на сегодняшний день ни одна из них не может взять верх. В соответствии с первой из них театр должен быть полностью отреставрирован, должны быть заменены все инженерные системы, восстановлены утраченные парадные залы и уничтожены поздние пристройки советского времени. Если действовать согласно с этой идеологии, то театр превращается в музей театрального искусства XIX века. В соответствии со второйточкой зрения, для нормального функционирования труппы театра, постановки в нем спектаклей современного уровня необходимы полная перестройка сценической коробки, развитие помещений для складов декораций, подземной парковки и т.д. Без этого театр как творческий организм не может развиваться, но театр как памятник архитектуры частично утрачивается.

В этой ситуации архитекторы не могут получить внятного задания на проектирование. Тендер был выигран на основе задания, предполагавшего перестройку театра, в дальнейшем Министерство культуры и руководство театра перешли к позиции реставрации, в настоящее время концепция вновь пересматривается.

Как ни парадоксально это звучит, но разработанная архитектурная концепция практически не зависит от итогового решения по стратегии реставрации. Основная идея архитекторов заключается в изменении положения театра в городе – площадь перед театром становится местом активной городской жизни, театр выплескивается в город, становясь своего рода театральным задником для масштабных городских действ. Это та часть концепции, в которой авторы согласны между собой (она, однако, вызывает сомнение у заказчиков). В остальном их отношение к будущей реконструкции резко разнится, Михаил Белов придерживается идеи строительства «вечной» архитектуры, которая была бы достойна дополнить памятник национального значения, Михаил Хазанов – легкой временной технологичной архитектуры из стекла, которая не должна спорить с величием древности.

Несмотря на расхождения в задании на проектирование и в концепциях авторов, реконструкция Большого театра в соответствии с решением правительства РФ должна быть полностью завершена в течение ближайших двух лет.

далее>>

вверх

 Архив

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Изнутри – наружу

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Театр на перепутье

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов:
Не надо соревноваться с вечностью

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет

     

31.12.2002 V-MMII
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»

     

31.12.2002 V-MMII
Ирина Шипова
Новая берлинская классика

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна