приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

scampurger.com

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»
V-MMII - 31.12.2002

Сценография балета «Золушка»
Санкт-Петербург, Мариинский театр
Авторы декораций: И.Уткин, Е.Монахов
Хореография: А.Ратманский
Художник по свету: Г.Фельштинский
Костюмы: Е.Марковская
2002

Эскиз задника «Зал». Центральный образ спектакля – грозный и монументальный зал-галерея в неоклассических формах

Логично ожидать от декораций к балету Прокофьева «Золушка» прямого иллюстрирования сюжета – милая сказка Шарля Перро рождает в воображении сказочные дворцовые интерьеры с отчасти детским, пышно-волшебным оттенком. Но это относится только к сюжету, что же касается музыки Сергея Прокофьева, то она совсем не такая уж безмятежная и волшебная. В появившейся на сцене Мариинского театра в начале нынешнего года постановке «Золушки» характер декораций может показаться неожиданным – резким, структурным, а иногда даже вызывающим.

Эскиз занавеса. Появляющийся здесь город напоминает о стиле ар деко. То ли Манхэттен, то ли Лондон 1930-х годов. Где-то справа вверху светится окно Золушки.

Такой характер сценографии вызван прежде всего тем, что она осуществлена архитекторами, а не театральными художниками. Архитекторы хотели создать именно пространство «Золушки», а не просто декорацию для сказки. И потому, до начала работы, подвергли музыку и сюжет тщательному анализу. В результате поиска, который включал в себя даже попытку написать либретто заново, авторы решили, что действие балета происходит вовсе не в Средневековье и даже не в эпоху Возрождения, а в абстрактном ХХ веке «вообще». Это решение, найденное или «услышанное» в музыке Прокофьева и поддержанное постановщиком балета Алексеем Ратманским и художником по свету Глебом Фельштинским, определило непривычный стиль сооружений и тканей на сцене Мариинского театра. Этот же ход позволил автору костюмов, архитектору Елене Марковской одеть героев «Золушки» в некие одежды, несколько неопределенно указывающие на весь период между двумя мировыми войнами: то ли это «передовые» двадцатые годы, чуть-чуть сдобренные придворным лоском, то ли «шикарные» тридцатые, но с усиленной богемностью.

Можно сразу предвидеть два возражения или даже, скорее, обвинения в повторении. Первое: «Золушку» Прокофьева превращают в «Золотой век» Шостаковича, что делает сказку жестокой и даже страшноватой. Возражение не слишком серьезное, поскольку прямого перенесения сказочной истории в мир нэпманов нет ни в балете, ни в сопровождающих его декорациях. Второе: все это не ново и слишком уж «в струе» недавних осовремененных классических постановок и фильмов. Были уже Ромео с Джульеттой в современной жизни, «Напрасные усилия любви» и даже «Ричард III» в обстановке 1930-х годов. Была даже сама «Золушка» в стиле тридцатых годов с задниками в духе ар деко – у Рудольфа Нуриева на сцене Гранд Опера. Но даже возможный упрек в заимствовании стилистического приема не столь уж важен, а важно созданное на сцене Мариинки новое пространство, которое превращает балетное действо в событие архитектурное.

далее>>

вверх

 Архив

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Изнутри – наружу

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Театр на перепутье

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов:
Не надо соревноваться с вечностью

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет

     

31.12.2002 V-MMII
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»

     

31.12.2002 V-MMII
Ирина Шипова
Новая берлинская классика

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна