приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Ирина Шипова
Новая берлинская классика
V-MMII - 31.12.2002

В то же время «старина» – кажется, впервые в берлинской истории – стала объектом бережного сохранения и воссоздания. Характерный пример тому – включение в хай-тековский стеклянный комплекс Сони-центра Хельмута Яна памятника архитектуры эклектики – останков бывшего отеля «Эспланаде». С большой помпой и невероятными техническими усилиями его законсервировали и передвинули на 70 метров, чтобы все вписалось. При этом некоторые внутренние стены вывернулись наизнанку и оказались внешними. Но кажется, что от этого стало только еще красивее. К тому же квартиры в этой части комплекса стоят дороже, а распродаются лучше. Этот препарированный и помещенный в стеклянную витрину «кусочек старины» – символ нового периода в берлинской архитектуре: периода повышенного спроса на «историческое». То, что сохранилось, надо музеефицировать, что не сохранилось – воссоздать (как, например, гигантский барочный дворец Гогенцоллернов и Бауакадемию Шинкеля). Или просто имитировать.



Ханс Колхофф, Хельга Тиммерманн (Hans Kollhoff, Helga Timmermann). «Ляйбниц-колоннады». 1998–2000

Первой ласточкой на этом пути стал отель «Адлон» (архитекторы Пацчке и Клоц). Возведен он был на месте своего одноименного предшественника, построенного на площади у Браденбургских ворот в 1907 году и снесенного во времена ГДР. Однако несмотря на явную стилистическую «несовременность» новостройки, кроме имени и места, старый и новый «Адлоны» ничего общего между собой не имеют. Новый – больше, выше и вообще – другой. Строительство современного здания, столь откровенно имитирующего старину и беззастенчиво играющего на ностальгических чувствах, вызвало фурор в профессиональной среде. Пацчке обвиняли в безвкусице и примитивности, отсутствии профессиональной этики, попытках фальсифицировать историю и прочих страшных грехах. Однако вскоре критика затихла. Оказалось, что недовольство новый «Адлон» вызывал только у профессионалов. Многочисленным же туристам, да и местным жителям он вполне по душе – выглядит красиво, богато и добротно, как и должен выглядеть пятизвездочный отель в историческом центре европейской столицы. А в этические дебри обыватель углубляться вовсе не намерен. «Адлон», а вместе с ним и его создатели, стали любимцами не только публики, но и инвесторов.

Вслед за отелем братья Пацчке возвели в том же районе еще три здания в «историческом» стиле: Шарлоттенпале и Домпале на Шарлоттенштрассе и Кроненпале на Кроненштрассе. Все они, хоть и каждый по-своему, играют с одним и тем же набором архитектурных форм и деталей – массивный руст, многопрофильные карнизы, колонны, пилястры, мраморные подъезды. Эти с разной степенью изящности декорированные бетонные коробки настолько органично вписались в сохранившееся историческое окружение, что выглядят чуть ли не более аутентично. И неважно, что по этому поводу говорят критики и коллеги по архитектурному цеху. Важно, что во всех трех «Пале» еще до полного окончания строительства было куплено и снято на долгие годы более 90% площадей. В то время как возведенные по соседству здания, решенные в более современном стиле, стоят полупустые.

Если братья Пацчке работают с типовыми фасадами ХIХ века, то идеолог «современного традиционализма», рассуждающий о «вечном городе», «истинных ценностях», «архитекторе как градостроителе» и модернизме как «нулевом пункте архитектуры», профессор Ханс Колхофф вдохновляется великой архитектурой века двадцатого. Первой его половины. Так, его одетый в коричневый клинкер угловой небоскреб на Потсдамерплац – восторженная интерпретация нью-йоркских небоскребов начала ХХ века. Хотя по сути это такой же «Диснейленд», как и творения Патцчке (и у американцев он вызывает смех и раздражение), в контексте площади он выглядит весьма эффектно, и – в силу того, что выбраны достойные образцы для подражания – обладает массой формальных достоинств. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный образец «традиционализма», который демонстрируется на выставках, посвященных современной немецкой архитектуре. Все остальное – стыдливо умалчивается.

Архитектурное бюро «Колхофф и Тиммерман» выиграло конкурс на возведение небоскребов в том же стиле на Александер-платц (главная площадь Восточного Берлина, застроенная по преимуществу светлыми панельными блоками 70-х годов). Скоро и там вознесутся каменные колоссы, напоминающие Чикаго и Нью-Йорк начала ХХ века – только без сопутствующего экономического подъема.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Изнутри – наружу

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Театр на перепутье

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов:
Не надо соревноваться с вечностью

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет

     

31.12.2002 V-MMII
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»

     

31.12.2002 V-MMII
Ирина Шипова
Новая берлинская классика

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна