приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»
V-MMII - 31.12.2002

Но примерно в середине спектакля появляется нечто совершенно новое: задник с перспективно уходящей гигантской сводчатой галереей. Эта галерея вдруг укрупняет пространство, усложняет действо и создает мрачный и величественный фон для сцены бала. Вот, казалось бы, ожидаемый «офорт» и ожидаемая классика, но какой этот «офорт» грандиозный, какая суровая и холодная эта классика!

Сцены из спектакля. Видны основные формы, смена задников, различные положения часов и световые эффекты.

Если разбирать то, что изображено на этом заднике, то можно привести много аналогий: от «Афинской школы» Рафаэля до средней перспективы в палладиевом театре Олимпико.

Но все это будет не то, потому что во всех классических аналогиях формы свода, кессоны и пилястры вдоль стен будут масштабными, человеческими, нестрашными. Здесь же кессоны и пилоны настолько сурово однообразны, что делают перспективу безжалостной. Свод расположен так высоко, а пилястры-пилоны такие обобщенные и холодные, что рисуют нам классику в ее экстремальном ницшеанском варианте стиля Шпеера, Руффа и Трооста, в имперской неоклассике Берлина и Нюрнберга. Могут сказать, что это все тот же стиль ар деко, что и в костюмах, но только с фашистским оттенком, но я не вижу здесь прямой отсылки к предвоенной архитектуре. Это скорее намек, смысловая игра с суровой тоталитарной неоклассикой. Не то чтобы в залах Рейхсканцелярии танцевали невесть откуда взявшиеся придворные, скорее придворный зал возвышается до образа галереи Судьбы, безжалостной, холодной и грозной.

Эскизы костюмов

Вместо облагораживающей ритмичности классики мы видим злобный ритм, подчеркнутый еще и различимыми при внимательном разглядывании уступами, вместо «веселеньких» колонн и пилястр и картушей, уместных в танцевальном зале стареющего княжества, нас подавляют до отвращения правильный полуциркульный свод, ясная перспектива и однообразные пилоны. Классика здесь антиутопическая, привкус у нее горький и совсем не сказочный.

Зал-галерея то фланкирован конструктивистскими лесенками-площадками, то освобождается от них. Часы меняют положение и превращаются в люстру, а люстра то тревожно мигает, то угрожающе крутится опять уже в виде часов, ускоряя время. Потом исчезает зал, сменяясь туманными деревьями парка, над которыми то плывут облака, то светит луна. Ближе к концу исчезают и часы, время почти останавливается, близится хэппи-энд, который предваряется промежуточным полупрозрачным занавесом.

Сценографических ходов в спектакле довольно много, причем обеспечены они различными сочетаниями немногих приемов: люстрой-часами, залом-галереей, конструкциями по сторонам и задниками. Но этого набора хватает для постоянных вариаций, сопровождающих все действие, для смены планов и пространств, не столько прикладных и иллюстративных, сколько сюжетных и почти самостоятельных. И все же самой запоминающейся в сценографии «Золушки» оказывается именно бесконечная галерея с суровыми и даже хищными классическими формами.

Этот зал – своеобразный ключ к декорациям спектакля. Архитекторы изо всех сил создают осовремененную сказку с решетчатыми конструкциями, грозными часами, которые, как оборотень, превращаются во что-то еще, с мигающим светом задников, меняющих окраску. Однако «собирает» действие одно архитектурно, ордерно, классически упорядоченное пространство, куда-то уводящее взгляд со сцены. Этот путь, этот коридор с просветом в конце мог бы сиять и прельщать взгляд продуманными барочными или неоренессансными формами. Вместо этого он подавляет сцену своими объемами, вознесенными на необычную, сказочную высоту. Тяжкая поступь пилонов как-то отменяет и неминуемый счастливый конец, и горестные хлопоты вначале. Мощный кессонированный свод как будто говорит о возможности счастья, но возможности или утраченной, или недоступной. Зритель воспринимает предложенную параллель «счастье – классика», а недостижимое счастье связывает с отрешенной, немасштабной классикой. Эта классика «звучит» в спектакле как самый разработанный и ясный мотив, который составляет ядро пространственного и изобразительного ряда. Но именно в таком качестве жесткая классика Уткина и Монахова привносит в фантастически красивый спектакль горький привкус сомнений и разочарований.

<<вернуться 

вверх

 Архив

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Изнутри – наружу

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Театр на перепутье

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов:
Не надо соревноваться с вечностью

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет

     

31.12.2002 V-MMII
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»

     

31.12.2002 V-MMII
Ирина Шипова
Новая берлинская классика

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна