|
|
Современная классика
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации
IV-MMII - 18.09.2002
Слева. Вид храма с классицистическим декором и барочным барабаном. Фото
начала ХХ века.
В центре. Чертеж, показывающий стилистику и покраску
фасадов храма после реконструкции начала XIX века.
Справа. Вид храма после реставрации Д.П.Сухова.
Колокольня и трапезная снесены, но зато восстановлены пышный декор
и два шатра.
Когда архитекторы из ABD приступили к натурным исследованиям, то оказалось, что
в старой части храма от XVII века сохранились только стены, тогда как все декоративные части принадлежат уже Сухову, который
в процессе работ вычинил все поверхности стен и практически уничтожил подлинные
следы того, что он восстанавливал. Но исчез не только подлинный декор, исчезли и следы
первоначального завершения. Под крышей открылись основания двух восьмериков,
сделанных Суховым, а древних частей не оказалось. Мало того, выяснилось, что
верхушка лоткового свода, перекрывающего четверик храма, была переложена в XVIII
веке (под барочную главу), и потому даже Сухов вряд ли мог видеть основания шатров
на этом месте, а это значит, что он их домыслил.
В этой ситуации у архитекторов могло быть три пути: восстановить храм в том виде,
который он имел до реставрации Сухова, создать вариацию на тему храма эпохи
«узорочья» или попытаться вернуть храму тот облик, который на 3 года придал ему
знаменитый реставратор, то есть довериться его знаниям и интуиции. Последний путь
показался наиболее ясным и тактичным по отношению к памятнику, и потому в проекте
восстановления храма видно стремление воссоздать реставрационный декор и завершение 1920-х годов.
Аналитический план храма с указанием археологических исследований
и периодов строительства
Фактически эта работа, проводимая с применением вполне современных
инженерных решений и технологий (можно упомянуть новые красители и отделочные
материалы, а также держащую шатры монолитную бетонную плиту, положенную
на вершину свода и основания восьмериков Сухова), является сочетанием научной реставрации и стилизации. При сохранении
и выявлении первоначальных частей храм восстанавливается как стилизация на тему
стилизации: ищутся пропорции «по Сухову» и одновременно аналогии среди многошатровых храмов эпохи первых Романовых.
По сохранившимся «хвостам» в кладке и фотографиям выполняется декор и, с другой
стороны, подыскиваются цвета для покраски фасадов (при реставрации Сухова храм был
побелен, но сейчас архитекторы решили внести в образ храма сочетание красного и
белого). Еще в одном решении авторы проекта отступили от Сухова: вместо четырехскатной
кровли они предложили устроить на своде ярусы кокошников. Этот прием оформления
свода, достаточно распространенный во время
строительства храма, все же не имеет достаточных подтверждений в натуре, и потому,
видимо, восстановлена будет все же скатная кровля «по Сухову».
<<вернуться далее>>
|
|
|