приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации
IV-MMII - 18.09.2002

 

Слева. Вид храма с классицистическим декором и барочным барабаном. Фото начала ХХ века.
В центре. Чертеж, показывающий стилистику и покраску фасадов храма после реконструкции начала XIX века.
Справа. Вид храма после реставрации Д.П.Сухова. Колокольня и трапезная снесены, но зато восстановлены пышный декор и два шатра.

Когда архитекторы из ABD приступили к натурным исследованиям, то оказалось, что в старой части храма от XVII века сохранились только стены, тогда как все декоративные части принадлежат уже Сухову, который в процессе работ вычинил все поверхности стен и практически уничтожил подлинные следы того, что он восстанавливал. Но исчез не только подлинный декор, исчезли и следы первоначального завершения. Под крышей открылись основания двух восьмериков, сделанных Суховым, а древних частей не оказалось. Мало того, выяснилось, что верхушка лоткового свода, перекрывающего четверик храма, была переложена в XVIII веке (под барочную главу), и потому даже Сухов вряд ли мог видеть основания шатров на этом месте, а это значит, что он их домыслил.

В этой ситуации у архитекторов могло быть три пути: восстановить храм в том виде, который он имел до реставрации Сухова, создать вариацию на тему храма эпохи «узорочья» или попытаться вернуть храму тот облик, который на 3 года придал ему знаменитый реставратор, то есть довериться его знаниям и интуиции. Последний путь показался наиболее ясным и тактичным по отношению к памятнику, и потому в проекте восстановления храма видно стремление воссоздать реставрационный декор и завершение 1920-х годов.

Аналитический план храма с указанием археологических исследований и периодов строительства

Фактически эта работа, проводимая с применением вполне современных инженерных решений и технологий (можно упомянуть новые красители и отделочные материалы, а также держащую шатры монолитную бетонную плиту, положенную на вершину свода и основания восьмериков Сухова), является сочетанием научной реставрации и стилизации. При сохранении и выявлении первоначальных частей храм восстанавливается как стилизация на тему стилизации: ищутся пропорции «по Сухову» и одновременно аналогии среди многошатровых храмов эпохи первых Романовых. По сохранившимся «хвостам» в кладке и фотографиям выполняется декор и, с другой стороны, подыскиваются цвета для покраски фасадов (при реставрации Сухова храм был побелен, но сейчас архитекторы решили внести в образ храма сочетание красного и белого). Еще в одном решении авторы проекта отступили от Сухова: вместо четырехскатной кровли они предложили устроить на своде ярусы кокошников. Этот прием оформления свода, достаточно распространенный во время строительства храма, все же не имеет достаточных подтверждений в натуре, и потому, видимо, восстановлена будет все же скатная кровля «по Сухову».

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

20.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Египетский модерн

     

20.09.2002 IV-MMII
Интервью Григория Ревзина с Михаилом Филипповым
Конец Руинам

     

18.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской

     

18.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации

     

18.09.2002 IV-MMII
Оксана Рудченко
фотографии Александра Шибеко
Бар муэдзина и кийская Русь

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна