|
|
Они уже здесь VII-MMII
11.07.2003
THREE (ТРОЙКА)
Jakob & MacFarlane. Книжная полка или витрина для любого объекта. Коллекция SAWAYA & MORONI
Задумана для того, чтобы помещать книги и любые другие вещи в особое многомерное пространство – некое
облако, динамичное, светлое, проницаемое и отчасти ироничное
Доминик Жакоб (родилась в 1966) и Брендан МакФарлейн (1961)
пытаются перенести в дизайн ценности архитектуры и рассматривают
вещи как способ создания среды обитания. Каждая
их работа – продолжение некоего виртуального
интерьера или даже здания. Их главная идея –
перевернуть привычное представление о дизайне,
в котором вещь – это только вещь. Современная вещь
должна актуализовать широкий пласт смыслов
и переживаний вне себя самой – из мира архитектуры, моды, кино, искусства, природы и т.д.
Это новый тип мебели, который вторгается в наш
мир из виртуального, где существуют иные законы
построения пространства и формы, и который претендует на то, чтобы
с помощью таких объектов, как «Тройка», видоизменить наш мир.
Все 90-е виртуальные создания были чарующими, но
беспомощными. Было ясно, что за границы экрана им не выбраться.
Он плавно вращались и струились, но их чудесные музыкальные
движения были возможны только в той плотной, насыщенной среде,
которая существует внутри монитора. Отчасти эта среда
похожа на аквариум с одной прозрачной стенкой, и, как вода
держит фантастические линии водорослей, так и монитор держал
линии виртуальных тел. Кстати, водная среда с ее женственной
текучей природой – несомненно предтеча и аналог виртуальной
телесности. Но стоит вытащить из нее любое эфемерное создание,
и оно растечется под действием силы тяжести – то же должно было
происходить и с любыми порождениями виртуального мира.
Полка «Тройка» в виртуальном мире была медузой, струящейся в
морские глубины. Но, извлеченная из своей среды, не растеклась
беспомощной аморфной прозрачностью. Она обзавелась
скелетом. Этот прямоугольный скелет декартовой сетки делает ее
не просто устойчивой – он делает ее реальной. Виртуальные
создания обладали двумя свойствами, делавшими их нежизнеспособными на суше. Они были
неустойчивы, но не только. Они не имели масштаба. У себя в экране
они легко становились больше или меньше в зависимости от поворота
колесика мышки, у них не было членений, и было невозможно
соотнести их ни с какой вещью реального мира. Эта несоотносимость была доказательством их неприспособленности к существованию в нем.
А теперь этот скелет задает ей масштаб. Она сама внутри себя
несет свою декартову сетку – а именно это и является признаком
здешней физики. Вещь, выставленная в этой витрине виртуальности,
займет свое место, свою ячейку ее сетки, и это прорыв. Представьте
себе, как вы пытаетесь вставить реальную вещь внутрь тела
вращения в мониторе, и вы ощутите глубину этого прорыва.
Это что-то вроде «Соляриса» Лема, когда океан вдруг произвел
реальный трехмерный объект, способный до тебя дотронуться.
Подобно тому как, в изложении Дарвина, порождения моря
выбрались на сушу, виртуальные гости стали выползать за витраж
монитора. Полка «Тройка» сохранится в анналах будущей
истории эволюции как первые земноводные – уже давно
исчезнув, они проложили путь, по которому мы развиваемся по сю
пору. Именно поэтому у нее такой героический вид – она стоит как
«Рабочий и колхозница», слившиеся в андрогин.
Что принесут с собой они, эти светящиеся и прозрачные
виртуальные создания? Новую жизнь. Гаев из «Вишневого сада» произнес
бессмертную фразу: «Глубокоуважаемый шкаф».
Глубокоуважаемые шкафы подобны саркофагам, и то
уважение, которое испытываешь к их содержимому, сродни
приличествующей случаю печали, которую принято выказывать
гробам. В этом смысле все шкафы, бывшие до «Тройки», – глубокоуважаемые, любая вещь, попав в
шкаф, умирает. Все шкафы наследники реликвариев, любое
их содержимое сродни мощам. Умирают пастушки с пастушками
на майсенском фарфоре и приветливые фарфоровые собачки,
золотые корешки Брокгауза и Эфрона и дорогие альбомы Skira
про художников, портреты когда-то любимых лиц и мухи в привезенном со взморья янтаре. Шкаф –
хранилище отслуживших свое регалий и остатков былых
катастроф.
Но это – в нашем, реальном мире с его необратимым временем.
В виртуальном мире все иначе, там ничто не умирает. Файл, созданный
в середине 90-х, так же интерактивен, как и созданный сегодня. Там
живут ауры, не тела – и им ничего не делается. Они не изменяются и
не стареют, и скоро про ушедших любимых и нелюбимых мы будем
говорить «ушел в виртуальный мир».
Когда создание виртуального мира выходит сюда, в нашу реальность,
оно несет в себе эту виртуальную витальность. Посмотрите на эти
извивы силовых линий, и вновь представьте себе в них какой-либо
предмет. Книгу, бутылку, статуэтку. Пронизанные этими линиями, они
начинают двигаться. Они теряют определенность раз и навсегда
заданной формы, приобретают легкое колыхание абриса, будто
это дышит живое грациозно струящееся тело. Не будто –
а действительно дышит. То всеми ощутимое присутствие некой
сверхэнергии, сверхжизни, которое организует материю
нашего мира и которое в чистом виде составляет виртуальность,
пронизывает каждую попавшую в эту полку вещь и преображает ее,
как живая вода.
Людмила Каштанова
|
|
| | |
| |
|
| | |
Вещь - Ответ
|
| | |
| |
|
| | |
|