|
|
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004
Одна из вершин
французской культуры –
стиль Ар деко, мебель
работы Жака-Эмиля
Рульмана. Угловой шкаф,
палисандр, макассаровое
дерево, слоновая кость,
1916.
В мебели Ар деко
французский вкус к вещам
выразился в полной мере –
это утонченная роскошь,
неброская изысканность
Пожалуй, в Европе есть только два народа,
позволяющие себе безоглядно гордиться
своей национальной принадлежностью и
даже делающие из этого культ – это англичане и французы. Если пытаться вспомнить какие-нибудь формулы генетического патриотизма, то в голову как раз и
придет английская: home sweet home и
французская: la douce France. Однако их
национальная гордость устроена по-разному, и собирательный идеальный герой
тоже будет разный. Английский – от
короля Артура до Джеймса Бонда – воин,
покоряющий и цивилизующий враждебных дикарей. Французский – от Тристана
до Леона – даже в бою поэт, чувствительный и куртуазный. Англичанин – спартанец, довольствуется необходимым, француз – сибарит, тонкий ценитель земных
удовольствий. Во всем, что касается украшения жизни – кухня, одежда, отношение
к женщине – за французами признанное
преимущество.
Эпоха Людовика XIV.
Комод эбенового дерева с
инкрустациями.
Андре-Шарль Буль,
1708–1709.
Изготовлен на королевских Гобеленовских
мануфактурах
То, что в современном мире стоит за
понятием «вкус к жизни» – это и есть
французский вкус, и прежде всего это относится к материальному миру. Это специфическое французское отношение к вещам
– они не утилитарные приспособления, не
знаки чего-то высшего, они представляют
ценность сами по себе. Можно спорить,
является ли Париж все еще столицей
мира, но бесспорно то, что он по-прежнему
оплот европейской материальной культуры, и авторитет его непререкаем хотя бы
потому, что этот статус он обрел первым
в истории после конца античной цивилизации, на много веков раньше других
европейских столиц. Поразительно, но это
вовсе не означало, что французская культура складывалась как насквозь материальная и приземленная – помимо великой
литературы, поэзии и философии, она ведь
еще явила миру готику – самое имматериальное и возвышенное искусство.
Шкаф эбенового дерева с
инкрустациями
черепаховым панцирем,
латунью, оловом и
серебром.
Андре-Шарль Буль, 1700.
Мебель работы Буля –
такой же шедевр
классицизирующего
французского барокко,
как Версаль
Что такое французский вкус к вещам? Французскую мебель не спутаешь ни
с английской, ни с итальянской, но ее специфика ускользает от общих определений,
типа «красивее» или «удобнее». Чтобы
уловить ее, нужно учитывать главный,
определяющий аспект – непрерывную,
генетическую традицию присутствия в
этой культуре красивых вещей, вне зависимости от смены стилей, экономических
спадов и подъемов, войн и даже катастрофических революций. Итак, постоянство и
определенный уровень качества материального окружения – что из этого следует?
То, что вещь не стремится стать чем-то большим, чем вещью, зато в своем роде
стремится к совершенству. Кресло – это не
престол, но и не походная тренога. Шкаф –
это не дворец, не алтарь и не картина.
Если, например, итальянская мебель эпохи барокко своим видом хотела «подняться» до архитектуры, скульптуры, живописи, то французская барочная мебель – это
именно мебель. Это не значит, что она
менее эффектна – от шкафа работы Буля
захватывает дух не меньше, чем от какой-нибудь барочной церкви, но в его работах
стиль выражен специфическими средствами только этого вида искусства, а значит,
перспективы развития открывались
многообещающие. Вероятно, это и стало
причиной того, что начиная с середины
XVII века европейское лидерство в области
мебели от нидерландцев, фламандцев
и итальянцев перешло к французам и утвердилось за ними надолго.
далее>>
|
|
|