приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004

Одна из вершин французской культуры – стиль Ар деко, мебель работы Жака-Эмиля Рульмана. Угловой шкаф, палисандр, макассаровое дерево, слоновая кость, 1916. В мебели Ар деко французский вкус к вещам выразился в полной мере – это утонченная роскошь, неброская изысканность

Пожалуй, в Европе есть только два народа, позволяющие себе безоглядно гордиться своей национальной принадлежностью и даже делающие из этого культ – это англичане и французы. Если пытаться вспомнить какие-нибудь формулы генетического патриотизма, то в голову как раз и придет английская: home sweet home и французская: la douce France. Однако их национальная гордость устроена по-разному, и собирательный идеальный герой тоже будет разный. Английский – от короля Артура до Джеймса Бонда – воин, покоряющий и цивилизующий враждебных дикарей. Французский – от Тристана до Леона – даже в бою поэт, чувствительный и куртуазный. Англичанин – спартанец, довольствуется необходимым, француз – сибарит, тонкий ценитель земных удовольствий. Во всем, что касается украшения жизни – кухня, одежда, отношение к женщине – за французами признанное преимущество.

Эпоха Людовика XIV. Комод эбенового дерева с инкрустациями. Андре-Шарль Буль, 1708–1709. Изготовлен на королевских Гобеленовских мануфактурах

То, что в современном мире стоит за понятием «вкус к жизни» – это и есть французский вкус, и прежде всего это относится к материальному миру. Это специфическое французское отношение к вещам – они не утилитарные приспособления, не знаки чего-то высшего, они представляют ценность сами по себе. Можно спорить, является ли Париж все еще столицей мира, но бесспорно то, что он по-прежнему оплот европейской материальной культуры, и авторитет его непререкаем хотя бы потому, что этот статус он обрел первым в истории после конца античной цивилизации, на много веков раньше других европейских столиц. Поразительно, но это вовсе не означало, что французская культура складывалась как насквозь материальная и приземленная – помимо великой литературы, поэзии и философии, она ведь еще явила миру готику – самое имматериальное и возвышенное искусство.

Шкаф эбенового дерева с инкрустациями черепаховым панцирем, латунью, оловом и серебром. Андре-Шарль Буль, 1700. Мебель работы Буля – такой же шедевр классицизирующего французского барокко, как Версаль

Что такое французский вкус к вещам? Французскую мебель не спутаешь ни с английской, ни с итальянской, но ее специфика ускользает от общих определений, типа «красивее» или «удобнее». Чтобы уловить ее, нужно учитывать главный, определяющий аспект – непрерывную, генетическую традицию присутствия в этой культуре красивых вещей, вне зависимости от смены стилей, экономических спадов и подъемов, войн и даже катастрофических революций. Итак, постоянство и определенный уровень качества материального окружения – что из этого следует?

То, что вещь не стремится стать чем-то большим, чем вещью, зато в своем роде стремится к совершенству. Кресло – это не престол, но и не походная тренога. Шкаф – это не дворец, не алтарь и не картина. Если, например, итальянская мебель эпохи барокко своим видом хотела «подняться» до архитектуры, скульптуры, живописи, то французская барочная мебель – это именно мебель. Это не значит, что она менее эффектна – от шкафа работы Буля захватывает дух не меньше, чем от какой-нибудь барочной церкви, но в его работах стиль выражен специфическими средствами только этого вида искусства, а значит, перспективы развития открывались многообещающие. Вероятно, это и стало причиной того, что начиная с середины XVII века европейское лидерство в области мебели от нидерландцев, фламандцев и итальянцев перешло к французам и утвердилось за ними надолго.

далее>>

вверх

 Вещь

   
  

20.01.2004 IX-MMIII
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна