приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
X-MMIV 05.05.2004

 

Бюро-кабинет в стиле королевы Анны, ок.1710 г. Открывающий собой золотой век английской мебели «стиль королевы Анны» демонстрирует, из чего рождается английский вкус. Тип шкафа-кабинета заимствован из Голландии, ножки, завершение и красный лак – из Китая, ясность и основательность типично английские

Английскую мебель не спутаешь ни с французской, ни с итальянской – это особый феномен, стилистически определенный и узнаваемый. Феномен потому, что речь идет не о местных особенностях, которые можно найти везде, а о четкой оригинальной концепции, лежащей в основе «английского вкуса», так разительно отличающей английскую мебель от любой другой. Так сложилось исторически, но это и прямое следствие специфики английской культуры.

Дубовая кровать с балдахином, ок. 1610 г. Ренессансная стилистика не изменила средневекового, архетипического облика этого ложа, лишь сделала его чуть более нарядным

Последовательный консерватизм и приверженность традициям. Своеобразие и оригинальность, тщательно сохраняемая изолированность. Британцы всегда играют по своим правилам. Первоначально – дикий, малозаселенный остров, богатый разве что героическими воинами, бесстрашными путешественниками, но им на долгое время покорилось полмира. Впоследствии удивительное сочетание масштабов – с одной стороны, огромный размах, империя из тысяч земель, климатических зон, культур, языков, умение управлять всей этой пестротой и богатством, с другой – превыше всего вековые устои суровой маленькой метрополии, все ради того, чтобы ни один акр родных вересковых пустошей не утратил самобытности. Они привыкли, что в любые, даже самые тяжелые времена важно держаться корней, и тогда победа гарантирована. Эта в общем-то самодостаточная культура не так уж много подарила человечеству помимо великой литературы, однако именно она сыграла главную цивилизующую роль в мировой истории последних пяти веков, и больше чем полмира говорит на ее языке. Экспансия не просто армии, но всей цивилизации – по степени удачности осуществления этого принципа Британская империя оказалась первой и последней настоящей наследницей Римской. Консерватизм и экспансивность – две стороны одной медали? Они равно необходимы английской культуре. Традиционализм и оригинальность равно ей свойственны, на сохранении баланса между ними основано ее своеобразие. Этим уникальным сочетанием и определяется «английский вкус».

Кресло из бразильского дерева, ок.1617 г. Суровая торжественность, сохраняющаяся от Средневековья, придает этому креслу характер трона. Сделанное из привозной экзотической древесины, оно, тем не менее, вид имеет архаичный и традиционный

Как известно, Средневековье длилось в Англии дольше, чем в других европейских странах – готика практически незаметно перетекла в неоготику, как будто все бурные события трех веков, разделявших эти эпохи в остальной Европе, для англичан особого значения не имели. Это важная особенность английской культуры, к своей «готической составляющей» она будет так или иначе обращаться в течение всего Нового времени. На стиль и качество материального окружения затянувшиеся «темные века» оказывали очевидное влияние – обстановка дворцов даже в XVI веке была строга и лаконична, мебели было мало, по средневековой традиции она была проста, массивна и сделана из дуба – так называемый «oak period» (дубовый период) английского мебельного искусства (по сравнению с тем, что производилось в это время в Италии или во Франции, искусством это можно назвать с некоторой натяжкой). Робкое проникновение ренессансных мотивов, названное впоследствии по имени правящей династии «стилем Тюдор», общей картины не меняло. Во второй половине века, в славное время правления Елизаветы I англичане начинают открывать для себя мир – «елизаветинцы», купцы-авантюристы, привозят экзотическую древесину, ткани, восточную мебель, но пока все это редкости, диковины, а обстановка дворцов и богатых домов представляет собой довольно тяжеловесный вариант европейского маньеризма. Впрочем, освященная шекспировским золотым веком, эта мебель – некий эталон, квинтэссенция духа английских традиций, она вызывает самые сильные ностальгические и романтические чувства по той елизаветинской Англии, которую современники называли «гнездом поющих птиц».

далее>>

вверх

 Вещь

   
 

05.05.2004 X-MMIV
Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна