приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Полная Биография Аль Пачино

 

 

Вещь

Владимир Седов
Поиск вероятности
XX-MMVI 10.03.2007

Салон Domus Aurea в Санкт‑Петербурге
Вознесенский проспект, 46
Авторы: Максим Атаянц, Евгений Юрков
Проект и реализация: 2006

Кухня в интерьере салона.
Кто скажет, когда это сделано?

Салону мебели и интерьерного дизайна Domus Aurea в Санкт‑Петербурге требовалось помещение для создания шоу‑рума. Было рассмотрено несколько вариантов, но остановились на одном, самом «центровом» и выгодном с точки зрения уже имеющихся площадей и фактуры. В Петербурге на Вознесенском проспекте стоит Дом легкой промышленности, выстроенный в страшноватые 1937–1939 годы по проекту чуть ли не самых крупных в то время в Ленинграде архитекторов, И. И. Фомина и Е. А. Левинсона. Дом представительный, интересный, но в нем теперь на первом этаже, где когда‑то располагалась витринная анфилада (для показа достижений легкой промышленности), размещаются новые учреждения – рестораны, ночной клуб, антикварные салоны. В одном из отделений этой поделенной анфилады и решено было создать салон Domus Aurea, то есть полноценный архитектурно и художественно оформленный шоу‑рум. Для оформления нового и сложного интерьера в старых стенах руководством фирмы был приглашен петербуржец Максим Атаянц, известный своей приверженностью римской классике. Но в доме на Вознесенском проспекте, сохранившем и в интерьере подлинные опоры, карнизы и порталы, римская классика поначалу казалась какой‑то чуждой.

Внутреннее пространство салона

Архитектор пошел достаточно неожиданным путем. Он не стал ни вторгаться в интерьер другого стиля со своим излюбленным дистиллированным римским величием, но и не стал полностью подлаживаться под стиль тридцатых годов, стилизуя или имитируя его. Атаянц нашел какую‑то другую формулу, которая должна звучать примерно так: следует подчеркнуть то римское величие, которое уже есть (было) в интерьере Фомина и Левинсона, «вытянуть» подлинные формы и, где можно, дополнить их своими, но так, чтобы они не «вламывались», а дополняли уже созданное. Переделать интерьер для мебельного салона так, чтобы салон разместился комфортно и непротиворечиво, без столкновения с довольно активной архитектурой Дома легкой промышленности, – задача сложная и требующая создания некой легенды. Названная формула Атаянца – поиск классичности и дополнение – означает, как будто, поиск некой другой вероятности в самой эпохе 1930‑х годов. Ведь можно представить себе, что в классицизирующем Ар Деко сталинского Ленинграда скрывалась настоящая неоклассика (а ведь скрывалась!). Ведь можно себе представить, что в этой неоклассике заключался не только социалистический замысел облагораживания масс с помощью архитектуры прошлого, но и вечные ценности порядка, гармонии, ясности, соподчиненности. И если смотреть с этой точки зрения, то интерьер тридцатых годов чрезвычайно подходит для уникального мебельного салона (где много классики и Ар Деко). И тогда противоречие между прошлым и настоящим снимается с помощью все той же классики, подчеркивающей в стиле Ар Деко его классичность.

Один из уголков салона с сохраненными и отреставрированными колоннами эпохи советской классики

Колонны были отреставрированы, порталы очищены, карнизы выявлены. А к этому и так неплохому остову добавлены некоторые новые детали и формы, среди которых особенно выделим пологие кессонированные своды – явное дополнение Атаянца, смотрящееся при этом абсолютно гармонично. Можно сказать и об игре в Ар Деко: архитектор придумал по мотивам этого стиля металлические решетки для радиаторов отопления. Это хорошие решетки «в стиле», но они же дают ключ к пониманию того, что было сделано архитектором. Он не осуществил реставрацию интерьера, как не осуществил и реконструкцию. Он сделал сразу и то и другое, причем в интерьере Ар Деко выделил классическую линию и развил ее, а сам Ар Деко оставил где‑то на периферии. В результате появилась возможность увидеть в одном примере советского Ар Деко не образец искусства посреди ужаса, а пример вечного искусства, как будто находящегося над эпохой. Эта вероятность благородства и была найдена и развита петербургским классицистом.

Вестибюль с дополненными архитектором кессонированными сводами.
Вид на лестницу, гармонично вписавшуюся между подлинных колонн

Теперь о самом салоне Domus Aurea. Он устроен по принципу соответствия архитектуре, что и не удивительно: ведь не только архитектура существовавшего интерьера определила стилевые особенности новых помещений, но и сама мебель, сами гарнитуры и отдельные вещи заставляли работать в определенном направлении. В результате получился дополнительный эффект: уже названное благородство стиля звучит в интерьерах (которые есть полуреставрация‑полустилизация) и в мебели, в мебельных ансамблях. Получается некий синтез мебели, в основном представляющей новую волну Ар Деко, архитектуры новой и архитектуры исторической. Синтез, работающий на создание впечатления достоинства и довольства, спокойствия и стильности. В этом синтезе архитектура играет главную роль, но и мебель, наполняющая новый шоу‑рум, не уступает по значению, заполняя пространство вещами в том же стиле и ключе. Мебель салона и сама атмосфера салона является, таким образом, не только дополняющим стиль, но и стилеобразующим фактором: архитектура строится в зависимости и соответствии с разными измерениями, из которых одним из главных является сама мебель.

Капитель отреставрированной колонны

Металлическая решетка для радиаторов отопления в стиле Ар Деко

Уголок салона, оформленный в стиле Ар Деко. Мебель и архитектура составляют ансамбль

Общий вид салона с разными экспозициями

вверх

 Вещь

   
 

10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Поиск вероятности

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна