приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Алексей Тарханов
Марко Горини – реабилитация авангарда
VIII-MMIII 10.11.2003

Архитектоны Малевича – архитектурные видения будущего. Так скажет историк.

Это интересная декоративная пластика, которой трудно, но можно найти практическое применение – например, в виде подсвечников или подставок для ламп. Так скажет практик и добавит при этом: «несмотря на их ужасное качество».

Классический русский авангард, глядевший в завтра, делался средствами позавчерашнего дня. Большинство ВХУТЕМАСовских макетов и промышленных образцов даже на фотографиях кажутся изделиями неандертальца. Остроте формы соответствовала вопиющая нетехнологичность. Ни здания, ни объекты дизайна не могли без потерь перейти с чертежа в натуру. Архитекторы и художники никак не могли справиться с технологией, наивно полагая, что новые материалы и новые социальные функции автоматически родят не только новые формы, но и новое качество. Так не получилось, и качество надолго скомпрометировало классический авангард.

Его погубила не косность потребителей, а их стремление к совершенству, которое в тот момент могли им предложить только историзм, только классика. И не оказалось человека, который всерьез бы занялся не выдвижением бумажных идей, а разработкой материальных фактур.

То, что делает сейчас Марко Горини, своей серьезностью удивительно напоминает работу с формой архитектурного авангарда. Кажется, что именно таким должен был быть авангард, чтобы стать классикой уже в момент рождения.

Прежде всего, это очень жизнеспособный авангард. Объемы, которые проектирует Марко Горини, вполне технологичны, он не берется за то, чего не может сделать своими руками и руками своих мастеров.

Формы предметов Марко Горини отнюдь не определены функцией. Вполне уважая цель, которой они служат, Горини, тем не менее, способен довести их до остроты супрематических скульптур и далеко не сразу в их чреве обнаружатся холодильник, вытяжка, ящики для посуды, шланги для подключения воды, газа и электричества.

Для Марко Горини не прошли даром и уроки минимализма, изрядно подморозившего современное искусство. При том, что его мебель и его кухни мнимой стерильностью минимализма могут напомнить классические вещи знаменитого американца Дональда Джадда, для Горини принципиально важна рукотворность формы. Он ни на минуту не дает нам забыть, что созданные им вещи сошли не с конвейера автозавода, а со стапеля, подобного тому, на котором собирают яхты. Обработка швов, манера сопряжений при всей своей четкости очевидно сделана художником, а не машиной. Это особенно видно в соседстве со встроенными кухонными приборами самых знаменитых фирм.

Над ними тоже поработали умелые дизайнеры и обычно все эти сверкающие хайтековские узлы – панели, дверцы, решетки, смесители – выглядят украшением кухонного фронта. В инсталляциях Марко Горини они всего лишь технические устройства, скромно занявшие отведенные им ниши в единой скульптурной форме, которую Горини складывает по известному ему одному рецепту из разных материалов. Титан, зеркальную сталь, алюминий, специально обработанное драгоценное дерево он соединяет в монолитный блок так, что нет возможности определить технику перехода одного материала в другой. И это один из самых сильных его аттракционов – игра на качестве исходных материалов, ясности и простоте их сочетаний. Надо исследовать с часовой лупой тонко срезанные углы, чтобы определить, как это сделано, и увидеть, как дерево утоплено в металле, как зеркальная поверхность шлифуется и переходит в матовую. Только тогда понимаешь, что это просто нельзя сделать иначе, потому что даже такой волшебник формы, как Горини, не в силах свести разнородные материалы встык.

Неразличимый блок рабочей поверхности, с каждой гранью меняя материал, фактуру и цвет, становится скульптурой, на которой лишь намечены плоскости или вынуты канавки, отмечающие место для гриля, разделочный столик или варочную поверхность.

Кухни Горини ценимы профессиональными поварами, но его концепт прямо противопоставлен обычному дизайну профессиональной кухни, привычно подчеркивающей свою традиционность, если не старомодность. Идея его кухни – это идея «черного ящика», пусть из блестящего металла, содержимое которого не обязательно доступно пониманию с первого взгляда.

Кухне Горини не место на кухне. Точнее, она сама образует кухню вокруг себя. Он архитектор по образованию и сейчас все больше тяготеет к объемной архитектуре (его архитектурной компании Marco Gorini Disign уже исполнился год), но остается архитектором даже тогда, когда не выходит за пределы своих скульптур. Вещи Горини организуют архитектурное пространство, где бы они ни устанавливались. Одно их присутствие решает интерьер.

Не он первый изменил морфологию европейского дома, где исчезла кухня как фабрика, как место приготовления пищи, царство кухарок и кухаркиных детей. Но он одним из первых заметил, что кухня, войдя в жилые помещения, требует не только своего инженера, но и своего художника.

Она не может быть произвольно разбросана по всем комнатам, как домашняя электроника, она тяготеет к одному центру и склонна собираться в единую сверхплотную структуру – чем массивнее и проще по форме, тем лучше. Отдаленный прообраз умных скульптур Горини – это старинная чугунная кухонная плита, пожиратель угля и дров, но удивительно преобразившаяся, вобравшая в себя все мыслимые функции, изобретенные кулинарным и инженерным гением Азии и Европы.

Марко Горини любит напоминать об идее очага, объединяющего вокруг себя людей. «Для меня всегда было очень важно понятие кухни как центра дома, его сердцевины, – говорит он. – Если посчитать все время, которое мы проводим на кухне, то это будет даже больше, чем в спальне».

Для Мопассана мир был кроватью («в ней мы рождаемся, любим и умираем»). Марко Горини в центр ритуала ставит плиту, а не приемную или спальню. Его эротика – не эротика желания, а эротика созидания, стряпни, рождения сложного из простого – такого простого, каким может быть только исходный продукт итальянской гастрономии. Естественный вкус и красота продуктов в итальянской кухне (в гастрономическом смысле) соответствует естественным цветам и фактурам в итальянской кухне Горини в ее дизайнерском смысле. Себе он отводит роль создателя алтаря и жертвенника и одновременно роль служителя культа – недаром в его доме целых два кухонных блока его собственной работы.

– Мой клиент, – говорит Горини, – должен быть гурманом, разбираться в винах, любить и уметь готовить. Потому что моя мебель – как очень дорогие машины. Вы же не доверите шоферу ваш «Феррари».

Мебель Горини и вправду для человека, который любит для собственного удовольствия делать вещи, которые делаются по обязанности и для других (управлять яхтой, стоять у плиты, сидеть за рулем). В сущности, такое же удовольствие от изготовления кухонных блоков получает и сам Марко Горини, итальянец, архитектор, кулинар, утончивший и приручивший авангард, утепливший минимализм, автор скульптурных композиций, одомашненных супрематических архитектонов, которые, вместо того чтобы манить нас в черную дыру, варят, жарят и кипятят.

вверх

 Вещь

   
  

10.11.2003 VIII-MMIII
Алексей Тарханов
Марко Горини – реабилитация авангарда

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна