|
|
Немецкая классика
Trueggelmann
XIX-MMVI 06.11.2006
Современная
историческая мебель поддается систематизации. При ее кажущемся бесконечном
разнообразии (или обманчивом однообразии), трактовка классических форм и стилей
всегда выдает страну‑производителя. И если раньше, когда исторические стили еще
не были историей, разница между севером и югом, центром и окраинами Европы
проявлялась внутри общего стиля эпохи, и русский ампир отличался от английского,
а итальянский либерти был непохож на югендштиль, то на сегодняшний день всякая «национальная»
классика является вариантом, осмыслением одного выбранного периода развития
мебели, эстетическая концепция которого наиболее соответствует национальному
чувству прекрасного. По крайней мере, так можно судить по той мебели, которую
страны‑производители привозят в Россию. За немецкое чувство формы в Москве и
Петербурге пока отвечает марка Trueggelmann.
Это семейное предприятие, 73 года назад начинавшееся как небольшая столярная
мастерская, что не редкость в мире производителей классической мебели, редкость,
пожалуй, в обостренном авторском акценте этого семейного дела. Хорст Трюггельман
не просто потомственный мебельщик, он идеолог, автор художественной концепции и
главный дизайнер марки. Образцом для подражания стал для него великий английский
краснодеревщик Томас Чиппендейл (1718‑1779). Имеется в виду подражание не стилю
Чиппендейл, но методу работы мастера, когда из сочетания средневековых традиций,
экзотических влияний и собственных находок родился уникальный стиль английской
мебели, с одной стороны, узнаваемый и авторский, с другой – доведенный до
совершенных формул, растиражированный по Старому и Новому свету благодаря одному
из первых подробных руководств для заказчиков и столяров.
Хорст Трюггельман не реконструирует исторические стили – он стилизует, то
есть создает нечто новое. Вдохновляясь примером Чиппендейла, он акцентирует
творческую, а не копийную суть своих стилизаций. В своих частых путешествиях по
старой Европе он черпает массу визуальных впечатлений – элементы классического
декора, образцы орнаментов, «подсмотренные» им в старинных интерьерах, как
знаменитых так и безвестных, он переплавляет в новую декоративную систему,
считая ее своей авторской.
Практически родившись в отцовской столярной мастерской, прежде чем принять
семейный бизнес, Хорст Трюггельман освоил почти все «мебельные» профессии –
столяра, маляра, резчика и т.д. Досконально зная возможности собственной
мебельной мануфактуры, он нацелен на 23 серийное производство мебели, на
создание стилистически целостных интерьеров.
Что касается избранной им в истории мебели «идеальной классики», то это
крайне интересная и плодотворная эпоха – вторая половина – конец XVIII века. Это
стилистика изящного и утонченного позднего французского рококо, со слегка
успокоенными изгибами, прихотливым, но как бы тающим орнаментом на светлых
лакированных поверхностях – изобретение «позднего Людовика XV», когда буйству
позолоты стали предпочитать чистоту и легкость. Светлая лакировка –
отличительная и весьма привлекательная особенность мебели Trueggelmann, в их
палитре 24 светлых оттенка. За изящными фасадами скрываются многочисленные
конструктивные находки и технологические изыски – тоже вполне рокайльный принцип
«секрета» и продуманного комфорта.
Рококо накануне встречи с классицизмом. Или – в других коллекциях –
классицизм, еще не порвавший связи с рококо, благодаря светлой гамме стиль
Людовик XVI выглядит у Trueggelmann более хрупким и грациозным, чем он был в
оригинале. Создатели именуют все это «утонченной роскошью»; можем ли мы считать
это немецким чувством классического? Если так, то придется пересмотреть
некоторые русские стереотипы. Trueggelmann придумывает мебель, которая украсила
бы европейские дворцы, не случись во Франции революция, а затем наполеоновская
империя. Видя ее в Москве и Петербурге, можно вообразить, как выглядела бы
павловская мебель, не вытравляй Павел екатерининский французский вкус. Что ж,
погружаясь в историю, острее осознаешь, что ее главная ценность в
непредсказуемости хода.
|
|
|