|
|
Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
X-MMIV 05.05.2004
Стул эпохи Кромвеля.
Дубовый стол с откидными
полами, ок.1660 г.
Пуританская умеренность
оказала влияние на и без
того скромный английский декор. В качестве
украшения здесь только
токарная работа – точеные
ножки
В начале XVII века дубовая мебель
все еще превалирует: солидные кресла-троны, тяжеловесные столы и шкафы,
по виду напоминающие сундуки – это то,
что изготовлялось в Англии. И хотя Карл I
держал при себе весьма утонченный двор,
и привозные вещи, разумеется,
присутствовали, как и приезжие мастера,
но общий стиль обстановки оставался
весьма сдержанным – и это основополагающее свое качество английская мебель
сохранит и в последующие века. В полной
мере заимствовать пышную барочную
стилистику у католических Италии
и Франции протестантская Англия не пожелала, устояв перед модой и сохранив
оригинальность вкуса (возможно,
в ущерб изощренности и великолепию).
Кресло династии Мин
Китай, начало XVII в.
Эта редкая мебель ценилась очень высоко
и в самом Китае, европейцы выбрали достойный
пример для подражания
Стул орехового дерева
Нидерланды, ок.1720 г.
Высокая спинка, сплэт,
силуэтом напоминающий
вазу, ножки-кабриоль –
характерный голландский
тип. Типичный «аннинский» стул выглядит практически так же
Стул с китайским лаком,
стиль королевы Анны,
ок.1710 г. Удивительные
простота и элегантность,
не встречающиеся ни до
ни после, вдохновлены
Востоком; это проникновение ориентализмом
не на декоративном,
а на формальном уровне
Можно утверждать, что именно
на протяжении XVII века формируется
уникальная стилистика английской
мебели, и решающую роль в этом сыграли
три фактора. Во-первых, генетическая
память о средневековых традициях, тяга
к жесткой, устойчивой форме, темной
древесине, но одновременно и ажурности
сквозных решеток, повторявших оконные
переплеты английской «перпендикулярной готики».
Стул для чтения или
наблюдения за петушиными боями, 1730-е гг.
Английская эксцентричность изобрела этот странный тип стула – на нем
надо сидеть задом наперед
Кресло, ок.1730 г.
Из-за изогнутых рукояток
этот тип кресла получил
название «пастуший посох». Английская любовь
к show-wood, открытой
фактуре дерева, не располагала к изнеженности
Помимо этого, еще два внешних фактора – это влияние голландской
и китайской мебели. Вероятно даже,
источник был один – голландская мебель,
представлявшая северный, протестантский вариант барочной стилистики,
которая отличалась умеренностью вкуса –
прямыми линиями, отсутствием
позолоты, открытой фактурой дерева,
инкрустациями светлого (привозного)
дерева на темном фоне. Деловитый
и практичный стиль голландской обстановки пришелся кстати в драматический
период пуританской революции и протектората Оливера Кромвеля в 1642–1660
годы (а через полвека этот стиль отлично
пришелся к русскому двору Петра I).
Диван стиля Чиппендейл,
ок.1750 г. Английский
вариант модной в XVIII
веке «китайщины»
достигал почти невесомой
ажурности
Восточные стилистические мотивы
тоже, по-видимому, были усвоены
англичанами через голландскую мебель –
из нее пришел ставший затем характернейшим для Англии тип стула с узкой
дощечкой в средней части спинки – сплэт
(splat), заимствованный в свою очередь из
мебели династии Мин (с конца XVI и до
своего прекращения в первой половине
XVII века династия Мин переживала
расцвет мебельного искусства, результатом чего стало проникновение в Европу
удивительно изящной, драгоценной мебели). Так же как и знаменитая изогнутая
ножка с утолщением вверху и зажавшей
шар птичьей лапой внизу – claw-and-ball
feet. Так, из соединения вроде бы
несоединимого – архаичности местных
традиций с экзотичностью заморских
веяний – родился специфический английский язык мебели, который всякий раз
будет по-своему интерпретировать
приходящие с материка стили, сохраняя
оригинальность и отчетливость
формулировок.
Стул красного дерева
для столовой, классический пример стиля
Чиппендейл, ок.1755 г.
Карточный стол красного
дерева, середина XVIII в.,
эпоха Чиппендейла
С окончанием гражданской войны
и воцарением Карла II в 1660 году пришло
оживление культурной жизни, английское общество обретало вкус к веселью,
роскоши, развлечениям. Великий лондонский пожар 1666 года поспособствовал
модернизации по тем временам уже
огромного, но еще совершенно средневекового, состоявшего из фахверков города;
Кристофер Рен строит новый собор
Святого Павла, а лондонская знать
заказывает новую обстановку для своих
дворцов. В мебели на смену дубу приходит
орех, начинается the age of walnut,
«ореховый период». Становится больше
резьбы, появляются сложные техники,
такие как фанеровка, – мебель выглядит
наряднее. С Востока продолжает приходить мода – на плетенные из тростника
спинки, на китайские лаки. А также
на чаепития – этот аристократический
ритуал имел статус неформального
мероприятия, он стал истинно английской
традицией где-то со второй половины XVII века, для чего в обиход были введены
специальные небольшие столы. Подъем
мебельного искусства продолжался
и во время правления Вильгельма и Марии, приехавших из Голландии, по их
приглашению в Англию переселялись
преследуемые в Европе после отмены
Нантского эдикта гугеноты, многие
из которых были искусными ремесленниками. К 1700 году английские мастера-мебельщики были уже полностью в курсе
последних достижений европейской
мебельной моды.
Но по-настоящему великий век для
английской мебели – XVIII, беспрецедентный по количеству и качеству вещей,
а также по богатству декоративных
находок. Все влияния усвоены, и из них
выкристаллизовалась своя типология
мебели, которая уже сама будет оказывать
влияние и вызывать подражания в других
странах. Начиная с XVIII века периодизация английской мебели ведется по ее
собственным этапам и стилям, и первый
из них – «стиль королевы Анны». Изящная сдержанность – вот, пожалуй, его
девиз. Анна правила в 1702–1714 годы,
для Европы это период позднего барокко;
стилистика рококо во Франции еще даже
не родилась, новые сорта древесины
в Англию еще не завозят, мебель
продолжают делать из ореха, зато формы
ее уже найдены и отточены – плавные,
чуть изогнутые линии, вертикальные
пропорции, минимум резьбы, зато
четкость силуэта. В XVIII веке стили
английской мебели легче всего определять
по стульям – они становятся самыми
многочисленными предметами обстановки, и стилистические признаки в них
видны отчетливее всего. «Аннинские»
стулья с квадратной рамой сиденья,
высокой спинкой, сплэт у которой
сплошной, либо совсем ровный – ближе
всего к китайским прототипам, либо
слегка вырезанный по краям, у ножек-кабриолей изгиб очень плавный, и заканчиваются они простым утолщением,
«лапкой» (pad feet). «Кабриолем» обычно
называют позднебарочное изобретение –
S-образную форму опоры, ставшую
характерной чертой рокайльной мебели,
но, глядя на по-восточному лаконичный,
легкий изгиб ножек «аннинской» мебели,
приходишь к выводу, что, если даже
гнутая ножка была изобретена независимо
на Востоке и на Западе, восточный
вариант, поддержанный Англией, являлся
оригинальной альтернативой вычурным
курватурам «Людовика XV».
<<вернуться
далее>>
|
|
|