приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
X-MMIV 05.05.2004

 

Стул эпохи Кромвеля. Дубовый стол с откидными полами, ок.1660 г. Пуританская умеренность оказала влияние на и без того скромный английский декор. В качестве украшения здесь только токарная работа – точеные ножки

В начале XVII века дубовая мебель все еще превалирует: солидные кресла-троны, тяжеловесные столы и шкафы, по виду напоминающие сундуки – это то, что изготовлялось в Англии. И хотя Карл I держал при себе весьма утонченный двор, и привозные вещи, разумеется, присутствовали, как и приезжие мастера, но общий стиль обстановки оставался весьма сдержанным – и это основополагающее свое качество английская мебель сохранит и в последующие века. В полной мере заимствовать пышную барочную стилистику у католических Италии и Франции протестантская Англия не пожелала, устояв перед модой и сохранив оригинальность вкуса (возможно, в ущерб изощренности и великолепию).

Кресло династии Мин Китай, начало XVII в. Эта редкая мебель ценилась очень высоко и в самом Китае, европейцы выбрали достойный пример для подражания
Стул орехового дерева Нидерланды, ок.1720 г. Высокая спинка, сплэт, силуэтом напоминающий вазу, ножки-кабриоль – характерный голландский тип. Типичный «аннинский» стул выглядит практически так же
Стул с китайским лаком, стиль королевы Анны, ок.1710 г. Удивительные простота и элегантность, не встречающиеся ни до ни после, вдохновлены Востоком; это проникновение ориентализмом не на декоративном, а на формальном уровне

Можно утверждать, что именно на протяжении XVII века формируется уникальная стилистика английской мебели, и решающую роль в этом сыграли три фактора. Во-первых, генетическая память о средневековых традициях, тяга к жесткой, устойчивой форме, темной древесине, но одновременно и ажурности сквозных решеток, повторявших оконные переплеты английской «перпендикулярной готики».

Стул для чтения или наблюдения за петушиными боями, 1730-е гг. Английская эксцентричность изобрела этот странный тип стула – на нем надо сидеть задом наперед
Кресло, ок.1730 г. Из-за изогнутых рукояток этот тип кресла получил название «пастуший посох». Английская любовь к show-wood, открытой фактуре дерева, не располагала к изнеженности

Помимо этого, еще два внешних фактора – это влияние голландской и китайской мебели. Вероятно даже, источник был один – голландская мебель, представлявшая северный, протестантский вариант барочной стилистики, которая отличалась умеренностью вкуса – прямыми линиями, отсутствием позолоты, открытой фактурой дерева, инкрустациями светлого (привозного) дерева на темном фоне. Деловитый и практичный стиль голландской обстановки пришелся кстати в драматический период пуританской революции и протектората Оливера Кромвеля в 1642–1660 годы (а через полвека этот стиль отлично пришелся к русскому двору Петра I).

Диван стиля Чиппендейл, ок.1750 г. Английский вариант модной в XVIII веке «китайщины» достигал почти невесомой ажурности

Восточные стилистические мотивы тоже, по-видимому, были усвоены англичанами через голландскую мебель – из нее пришел ставший затем характернейшим для Англии тип стула с узкой дощечкой в средней части спинки – сплэт (splat), заимствованный в свою очередь из мебели династии Мин (с конца XVI и до своего прекращения в первой половине XVII века династия Мин переживала расцвет мебельного искусства, результатом чего стало проникновение в Европу удивительно изящной, драгоценной мебели). Так же как и знаменитая изогнутая ножка с утолщением вверху и зажавшей шар птичьей лапой внизу – claw-and-ball feet. Так, из соединения вроде бы несоединимого – архаичности местных традиций с экзотичностью заморских веяний – родился специфический английский язык мебели, который всякий раз будет по-своему интерпретировать приходящие с материка стили, сохраняя оригинальность и отчетливость формулировок.

Стул красного дерева для столовой, классический пример стиля Чиппендейл, ок.1755 г.
Карточный стол красного дерева, середина XVIII в., эпоха Чиппендейла

С окончанием гражданской войны и воцарением Карла II в 1660 году пришло оживление культурной жизни, английское общество обретало вкус к веселью, роскоши, развлечениям. Великий лондонский пожар 1666 года поспособствовал модернизации по тем временам уже огромного, но еще совершенно средневекового, состоявшего из фахверков города; Кристофер Рен строит новый собор Святого Павла, а лондонская знать заказывает новую обстановку для своих дворцов. В мебели на смену дубу приходит орех, начинается the age of walnut, «ореховый период». Становится больше резьбы, появляются сложные техники, такие как фанеровка, – мебель выглядит наряднее. С Востока продолжает приходить мода – на плетенные из тростника спинки, на китайские лаки. А также на чаепития – этот аристократический ритуал имел статус неформального мероприятия, он стал истинно английской традицией где-то со второй половины XVII века, для чего в обиход были введены специальные небольшие столы. Подъем мебельного искусства продолжался и во время правления Вильгельма и Марии, приехавших из Голландии, по их приглашению в Англию переселялись преследуемые в Европе после отмены Нантского эдикта гугеноты, многие из которых были искусными ремесленниками. К 1700 году английские мастера-мебельщики были уже полностью в курсе последних достижений европейской мебельной моды.

Но по-настоящему великий век для английской мебели – XVIII, беспрецедентный по количеству и качеству вещей, а также по богатству декоративных находок. Все влияния усвоены, и из них выкристаллизовалась своя типология мебели, которая уже сама будет оказывать влияние и вызывать подражания в других странах. Начиная с XVIII века периодизация английской мебели ведется по ее собственным этапам и стилям, и первый из них – «стиль королевы Анны». Изящная сдержанность – вот, пожалуй, его девиз. Анна правила в 1702–1714 годы, для Европы это период позднего барокко; стилистика рококо во Франции еще даже не родилась, новые сорта древесины в Англию еще не завозят, мебель продолжают делать из ореха, зато формы ее уже найдены и отточены – плавные, чуть изогнутые линии, вертикальные пропорции, минимум резьбы, зато четкость силуэта. В XVIII веке стили английской мебели легче всего определять по стульям – они становятся самыми многочисленными предметами обстановки, и стилистические признаки в них видны отчетливее всего. «Аннинские» стулья с квадратной рамой сиденья, высокой спинкой, сплэт у которой сплошной, либо совсем ровный – ближе всего к китайским прототипам, либо слегка вырезанный по краям, у ножек-кабриолей изгиб очень плавный, и заканчиваются они простым утолщением, «лапкой» (pad feet). «Кабриолем» обычно называют позднебарочное изобретение – S-образную форму опоры, ставшую характерной чертой рокайльной мебели, но, глядя на по-восточному лаконичный, легкий изгиб ножек «аннинской» мебели, приходишь к выводу, что, если даже гнутая ножка была изобретена независимо на Востоке и на Западе, восточный вариант, поддержанный Англией, являлся оригинальной альтернативой вычурным курватурам «Людовика XV».

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Вещь

   
 

05.05.2004 X-MMIV
Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна